В исследовании, организованном Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и Агентством стратегических инициатив, приняли участие 16 721 человек. Учитывалось мнение жителей всех регионов страны.
По словам Ирины Мерсияновой, директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, в ходе опроса выяснилось, что россияне до конца не осознают, что такое для них волонтерство. 33% заявили, что за последний месяц они участвовали в помощи нуждающимся (не родственникам). Однако назвать себя добровольцами смогли только 10% респондентов.
«Разрыв между статистической группой волонтеров, когда человек не в курсе, что он занимался волонтерским трудом, и теми, кто считает себя волонтером, огромный. И это огромная проблема для нашей страны. Волонтерская идентичность не появится сама собой даже в результате реализации мероприятий Года волонтера. Нужно прививать ответственность, говорить о необходимости помощи ближним начиная с детского сада», — считает Ирина Мерсиянова.
По результатам опроса, социологи составили портрет волонтеров в России. Так, в добровольческой деятельности участвуют 25% мужчин и 75% женщин. Каждому пятому еще не исполнилось 18 лет, самая большая возрастная группа (34%) — от 18 до 24 лет. Четверть волонтеров — от 25 до 34 лет. Что касается «серебряного» волонтерства (55 лет и старше), то их всего 3%.
В волонтерской деятельности участвуют люди в большинстве своем с высшим образованием, материально обеспеченные, проживают в крупных городах.
Например, 9% сказали, что им хватает на покупку квартиры и дома. 13% — хватает на автомобиль, но не на квартиру, 30% — хватает на бытовую технику. 36% — студентов, но крупную бытовую технику купить не могут.
Примерно половина никогда в браке не состояла, и лишь 25% опрошенных замужем или женаты.
«Хотя наличие семьи — это очень важный фактор для волонтерской деятельности. Нужно показывать хороший пример детям, тогда они будут перенимать эти добрые привычки», — считает Ирина Мерсиянова.
Самое популярное волонтерство — событийное, социальное, экологическое, но активнее всего органами власти поддерживается патриотическое и спортивное направление.
Также респонденты ответили, как развивается в целом добровольчество в России. 34% считают, что успешно, у 18% противоположная точка зрения.
«Такое исследование — это хорошая почва для формирования стратегии развития волонтерства в России, — подчеркнул директор Центра социальных проектов Агентства стратегических инициатив Максим Евдокимов. — Наша задача не управлять волонтерами, а создать условия, удалить барьеры, чтобы это сообщество успешно развивалось, помогало людям, которые нуждаются в поддержке».
«С помощью этого исследования сделан большой шаг — собрана информация о добровольчестве в нашей стране в целом. И это главное — чтобы люди, которые желают заниматься волонтерством и хотят знать, как устроена эта система, могли легко найти такую информацию», — подытожила Наталья Каминарская, директор «Благосферы».
Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.