Поделиться своим мастерством была приглашена автор многочисленных выставок по войлочному искусству, художник-дизайнер из Кабардино-Балкарии Милана Халилова. Мастер-класс был включен в проект «Орнамент-символ жизни. Возрождение войлочного искусства ингушей», который в этом году получил поддержку Фонда президентских грантов.
«В республике на сегодня почти забыто искусство войлочного ковроделия и изделий из войлока. В регионе есть только две мастерицы, которые унаследовали от матерей технику войлочного ковроделия, — рассказывает руководитель проекта, учредитель ИИГО «Дзурдзуки» Танзила Дзаурова. — Многие древние орнаментальные мотивы, которые удалось собрать по крупицам в процессе реализации проекта «Орнамент — символ жизни», необходимо возродить на предметах декоративно-прикладного искусства и популяризировать их среди населения региона и туристов, так как часто мы слышим сожаление от туристов о том, что в регионе сложно приобрести сувенирные изделия с национальным колоритом».
Проект «Орнамент-символ жизни» включает в себя два бесплатных курса обучения мастериц, которые пройдут с августа по ноябрь 2019 года и с января по апрель 2020 года. После окончания курсов планируется проведение аукциона и ярмарки, которые позволят мастерицам реализовать свои изделия.
«Участницы курсов осваивают все техники валяния орнаментированного войлочного полотна. Кроме огромной пользы от обучения столь важному практически забытому ремеслу, мы получаем огромное удовольствие от самого процесса, общения и коллективного труда, — делится Дзаурова. — По окончании проекта мы планируем объединить как минимум пять мастериц в один кооператив. Таким образом, они смогут приобрести дорогостоящее оборудование, чтобы облегчить свой труд и масштабировать объемы продукции, а также разделить другие расходы, такие, как аренда помещения и т.п.».
Проект «Орнамент-символ жизни» существует с 2015 года. За это время сотрудники Ингушского историко-географического общества «Дзурдзуки» организовали десятки экспедиций в горную Ингушетию, обошли 59 архитектурных комплексов, чтобы зафиксировать орнаменты на камне, проводили сбор материалов в музеях Грузии, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Владикавказа, Грозного, Дагестана, Нальчика, а также в частных фотоархивах и коллекциях.
По словам Дзауровой, уже собрано более 500 узоров ковров, которые стали историей, либо очень ветхие и восстановлению не подлежат, около 370 различных изображений на камнях архитектурных памятников горной Ингушетии, более 100 барельефных изображений на стелах.
В мае вышла в свет первая книга Ингушского историко-географического общества «Ингушский национальный орнамент», в которой собрано более тысячи цветных иллюстраций. Книга призвана стать наглядным материалом для воссоздания древних, частью забытых орнаментальных мотивов на войлочных коврах и других войлочных изделиях. Издание книги стало возможным благодаря поддержке проекта Фондом президентских грантов в 2018 году.
«Войлочные ковры и одежда были неотъемлемой частью материальной культуры ингушей вплоть до середины ХХ века, когда после депортации ингушского народа преемственность прервалась, — рассказывает Танзила Дзаурова. — Годы лишений и голода заставили забыть практически все виды декоративно-прикладного искусства, которыми владели ингушские мастерицы. Наша задача — возродить их и сделать востребованными на рынке не только у нас, но и по примеру дагестанских, киргизских, азербайджанских ковров на самых лучших площадках Европы. Уверена что, нашему орнаментальному искусству также есть, что предложить и чем впечатлить самого взыскательного покупателя».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен