Фонд «Нужна помощь» опубликовал результаты исследования отношения интернет-пользователей к деятельности благотворительных организаций. Опрос проводили летом 2019 года совместно с агентством Tiburon Research. В нем участвовали жители России в возрасте 18-60 лет, живущие в городах с населением от 100 тыс. человек.
«Нет свободных денег»
Опрос показал, что люди стали меньше поддерживать работу благотворительных организаций в разных формах: по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился с 84% до 75%. Каждый месяц жертвуют фондам только 8% респондентов.
Причиной может быть снижение покупательной способности российского населения, считает руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь» Елизавета Язневич.
«Финансовая устойчивость, оптимистичное видение собственного будущего и экономики страны — это не единственное, что движет людьми, когда речь идет о благотворительности. Однако люди с высоким достатком всегда участвуют чаще. «Нет свободных денег» — всегда вверху списка ответов «почему нет». И в целом благотворительность пока не входит в число обязательных, привычных трат. А значит, в ситуации экономии она оказывается тем, что может быть отложено на потом», — говорит Язневич.
Добро в интернете
Зато интернет-благотворительность развивается стабильно: каждый четвертый опрошенный (26%) делал онлайн-пожертвования за исследуемый период.
По данным сервиса «Яндекс.Деньги», количество пожертвований по сравнению с прошлым годом выросло у организаций, занимающихся помощью социально уязвимым группам населения (на 47%), и у организаций, деятельность которых связана с медициной и здравоохранением (на 122%).
Средний размер пожертвований снизился на 25%. «Средний чек» в 2019 году вырос только у экологических организаций – вероятно, это связано с мусорной реформой, протестами в Шиесе и сибирскими пожарами. Также росли пожертвования в организации, которые занимаются вопросами прав человека. Авторы исследования уверены: динамика массовых онлайн-пожертвований оказывается маркером общественных настроений.
Доверие бренду
Репутация НКО важна примерно трети (35%) опрошенных – остальные, по их словам, не обращают внимание на бренд.
«Надо понимать, что репутация и бренд — это отдельная работа организации. А начинается она с достижения определенной узнаваемости через рекламу в СМИ, через участие известных людей не из благотворительности. Далеко не у всех организаций есть для этого ресурсы, поэтому список узнаваемых благотворительных организаций на уровне России в целом невелик», — считает Язневич.
Также, по ее мнению, у небольших организаций есть «территориальное» преимущество перед крупными всероссийскими: они могут познакомиться со своими потенциальными благотворителями лично, и это весьма эффективно для выстраивания отношений и дальнейшего привлечения пожертвований.
Исследование, отчет по нему, инфографика и таблицы с ответами респондентов опубликованы на сайте фонда «Нужна помощь» и портала «Такие дела».
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.