Как появился спектакль
В культурном центре ЗИЛ 30 января состоялся второй показ документального спектакля о благотворительности в жанре сторителлинга «Люди добрые». Это совместная работа Театра сторителлинга Константина Кожевникова, Агентства социальной информации и Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Прототипами героев спектакля стали сотрудники российских некоммерческих организаций. Каждый из них дал многочасовое интервью о своем профессиональном пути, борьбе с выгоранием, развитии НКО в стране Елене Носовой, автору пьесы, и Константину Кожевникову, режиссеру и актеру Театра сторителлинга. На основе собранного материала творческая группа за несколько месяцев создала театральное высказывание с четким посылом: в НКО работают настоящие профессионалы, которые пришли в эту сферу из самых разных областей.
«Это очень смелый проект, ведь он рассказывает о реальных людях, о наших коллегах из НКО (некоторые из них сидели в зрительном зале). И именно поэтому он такой сильный. <...> Шикарный способ поделиться нашим внутренним с людьми вне сектора. Как люди попадают в благотворительность? Что ими движет? С чем они сталкиваются?» — написали отзыв о спектакле «Люди добрые» представители благотворительного собрания «Все вместе».
Спектакль – часть проекта «НКО-профи» о людях, работающих в НКО, Агентства социальной информации и Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Простые люди решили помогать другим
«Очень необычные ощущения! Когда ты на себя на видео смотришь – это одно. А когда человек с тобой поговорил, что-то почитал о тебе, все переосмыслил и тебя показывает – это совершенно другое. Может такое подметить, чего ты сам у себя не замечаешь. Мне сложно сказать, что подметили у меня, но все хохотали. Коллеги сказали, что я похож», — поделился впечатлением Олег Шарипков, директор фонда «Гражданский союз».
По мнению Шарипкова, «Люди добрые» полезно посмотреть тем, кто в своей жизни не соприкасается с работой некоммерческих организаций.
«Вот сидишь ты целыми днями в банке, а потом приходишь в театр развлечься и видишь совершенно другой мир. И ты понимаешь, что люди, работающие в благотворительности, они рядом: их можно встретить в транспорте, на лестничной площадке, в лифте. И ты сам можешь в этом деле тоже участвовать, например сделать пожертвование. И всем тогда будет хорошо», — считает директор «Гражданского союза».
«Я лично смотрела спектакль на одном дыхании. Но не знаю, поймет ли его широкая публика, — говорит АСИ директор фонда «Детские сердца» Екатерина Бермант. — Ведь мы все-таки зрелищно не такие яркие, как, например, сумасшедшие ученые-физики, которых хочется на ручки взять и шнурки им завязать. Но показать спектакль зрителям, которые ничего не слышали про благотворительность, — интересный эксперимент! Ведь они будут оценивать текст, сюжет, а не как мы: «Ой, смотри, Константинова как живая!».
Бермант призналась, что видеть себя на сцене было очень смешно. Но она считает, что ее сыграли серьезнее, чем есть в жизни.
«Я же рыжий клоун! Я смешней! Такая же комическая старуха, как Таня Константинова (исполнительный директор фонда «Со-единение» и президент «Справедливой помощи Доктора Лизы». — Прим. АСИ). Я примерно в том же амплуа. Может, они посмотрели видео, где я нудная? Но все равно вышло очень симпатично!» — заключила директор «Детских сердец» .
Татьяна Константинова считает, что ее героиня усилена театрально, специально гипертрофированы некоторые поведенческие реакции. Но признает, что исполнение вполне достоверно.
«Меня очень порадовало, что создатели спектакля и актриса, которая меня играет, ухватили, что юмор и самоирония — очень важная часть моей личности. Персонаж так здорово сделан, что уже на втором выходе моей героини зал начинал превентивно смеяться, понимая, что сейчас эта женщина-клоун что-нибудь эдакое скажет», — рассказала АСИ она.
Константинова отметила, что спектакль показывает сотрудников НКО обычными людьми и это важно увидеть тем, кто далек от некоммерческого сектора: «Мы не с нимбами на голове, в черных плащах не летаем по городу и спасаем несчастных. И мы не мошенники, если говорить противоположное мнение. Мы простые люди, которые в какой-то момент почему-то решили помогать другим».
«Я очень сильно удивилась, что произвожу впечатление такой неуязвимой и танкообразной. Я себя чувствую иначе», — говорит Анна Ривина, директор центра «Насилию.нет». По ее мнению, узнавать в героях коллег интересно, но такой спектакль есть толк показывать тем, кто ничего об этом не знает.
«В обществе много мифов вокруг сферы благотворительности, — говорит Ривина. — Тем, кто не понимает, зачем эта сфера вообще нужна, будет полезно посмотреть спектакль. Они увидят обычных людей, может быть, поверят, что за нашими делами на самом деле не стоят огромные бюджеты госдепа. Поймут, что действительно есть неравнодушные люди, которые находят в себе силы и желание что-то менять. Наш пример может зажечь энергию в других: раз они, обычные, не особенные, смогли, то и у меня получится».
Юрий Белановский, руководитель движения «Даниловцы», согласен с тем, что посыл спектакля очень правдивый.
«Можно посмотреть и познакомиться с нашей сферой изнутри, понять наши мотивы, получить достоверное впечатление, — говорит он.
«А что касается моего персонажа — похожесть по смыслам на 90%. Режиссер поработал очень круто: бережно отнесся к собранному материалу. Цитаты были очень корректные. Коллеги, с которыми я работаю тесно, пока не видели спектакль, а те, с кем я пересекаюсь изредка, считают, что мой герой очень на меня похож», — сказал Белановский.
Над спектаклем «Люди добрые» несколько месяцев работали режиссеры и актеры Театра сторителлинга Константина Кожевникова.
Автор пьесы — Елена Носова.
Актеры — Елена Ветрова, Анастасия Денисова, Илья Дудочкин, Константин Кожевников, Евгений Пеккер, Екатерина Юдина.
Режиссеры — Олег Куксовский, Константин Кожевников.
Премьера спектакля «Люди добрые» состоялась 4 декабря 2019 года на сцене Театра.doc «DOC на острове». Планируется, что в 2020 году спектакль отправится на гастроли по городам России. Состав героев может меняться.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.