Оказалось, что в рыбацкие сети попала деталь ЛаГГ-3, которым управлял старший лейтенант Николай Сиков. На момент гибели в январе 1943 года награжденному орденом Красного Знамени летчику был 21 год.
Весной 2019 года в акватории между Гудаутой и Новым Афоном рыбаки случайно зацепили винт самолета, лежавшего на глубине около 30 метров. Абхазские поисковики обратились за помощью в установлении самолета и судьбы экипажа к коллегам из Краснодарского края, не первый год специализирующимся на поиске самолетов времен Великой Отечественной войны. Консультации проходили в онлайн-режиме и вскоре на найденном винте был обнаружен номер, по которому установили принадлежность воздушного судна.
«Имя погибшего пилота установили наши эксперты в течение нескольких недель. Дольше абхазские поисковики искали номер на винте. В этом есть свои особенности — надо знать, где искать. Специалисты из Краснодара и Анапы специально сфотографировали другой винт и отметили на фото участки с возможным нанесением номера», — рассказал АСИ председатель совета регионального отделения Общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Александр Шепелев.
Поисковики Дмитрий Максимов («Кубаньпоиск»), Сергей Соловьев и Евгений Порфирьев («Кубанский плацдарм») установили, что самолет входил в состав 3-й авиационной эскадрильи 6-го гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота, а за штурвалом истребителя находился Николай Сиков.
Гвардии старший лейтенант Николай Сиков – уроженец города Малая Вишера Ленинградской области. На фронте с самого начала войны, имел за плечами десятки боевых вылетов. В мае 1942 года награжден одним из высших боевых орденов СССР – «Красное знамя». В наградном листе пилота говорится: «Дисциплинирован. Техника пилотирования хорошая, летает хорошо. Смел, энергичен, инициативен, решителен. С 15.12.41 по 31.12.41 г. имеет 36 боевых вылетов с налетом 20.43, из них на штурмовые действия по войскам, мотомехчастям и зенитно-пулеметным точкам противника — 20 вылетов. Им уничтожено: 5 автомашин, 4 повозки, 6 зенитно-пулеметных точек, 6 лошадей и живая сила противника до 230 чел. В воздушных боях им сбито 2 самолета противника: «Ю-88» и «Ме-109» 25.12.41 г.».
Во время полета в январе 1943 года над Черным морем в воздухе заклинило мотор и при падении ЛаГГ-3 пилот погиб.
«Поднимать самолет не имеет смысла, так как истребитель ЛаГГ-3 был деревянным и, к сожалению, кроме двигателя в море ничего найти не удастся. Обнаружить останки пилота мы не сможем, — уточнил Шепелев. — Важно, что удалось точно зафиксировать место гибели летчика. Информация будет размещена в официальных источниках».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен