О прошлом Валентины Казанцевой и том, почему она лишилась дома, активисты имеют отрывочные сведения. Известно, что женщина долгое время жила в Тюмени, имеет большой трудовой стаж. Около десяти лет назад она вместе с дочерью переехала в Сочи, намереваясь приобрести здесь квартиру, но попался недобросовестный застройщик, семья так и не стала новоселами. Оставшись без жилья, пенсионерка пристроилась на территории лесополосы в сооруженном из фанеры и подручных материалов временном строении. С нею обитали и больше десятка собак, которых женщина кормила. Где сейчас находится ее дочь, неизвестно.
«Валентина Трофимовна взаимодействовала с зоозащитниками, которые помогали ей с вакцинацией и стерилизацией собак. Как сообщали местные СМИ, о ней знали и социальные службы, но предлагали лишь госпитализацию в больницу, а не системное решение ее проблемы. Так как женщина чувствовала себя нормально, от госпитализации она отказывалась, — рассказала АСИ зоозащитница из Сочи Карина Какулян. – Конечно, ее образ жизни нельзя назвать стандартным. Бабушка жила вдали от людей, без каких-либо коммунальных удобств, она сама говорила, что холодными ночами ее греют собаки. Но все, кто общался с ней, подчеркивают: пенсионерка вела себя адекватно, никаких явных отклонений в поведении заметно не было».
Некоторые активисты утверждают, что жилье Казанцевой раздражало отдельных новоселов расположенного через дорогу от лесополосы жилого комплекса «Министерские озера». Якобы, именно они засыпали инстанции обращениями с требованием разобраться с одиноко живущей 74-летней любительницей собак. В итоге 28 октября ее увезли в психоневрологический диспансер. Сразу после этого сарай снесли, а минимум пять из 13 собак, говорят очевидцы, расстреляли. Остальные животные скрылись в лесополосе, где обитают и сейчас.
«Только после вмешательства журналистов Валентине Трофимовне позволили пообщаться по телефону с обеспокоенными ее судьбой зоозащитниками. Пенсионерка до сих пор не знает, что она осталась без дома и собак, — отметила Какулян. – Она уверена, что скоро вернется».
По словам волонтера Марины Савиновой, происшествие на «Министерских озерах» вызвало огромный резонанс среди горожан. Зоозащитники просят компетентные органы провести проверки по случившемуся и выяснить законность сноса жилья пенсионерки, уничтожения ее личного имущества, убийства собак…
«На сегодняшний день в Сочи нет ни одного муниципального приюта, а немногочисленные волонтерские приюты переполнены и сами нуждаются в помощи, — пояснила она. — Нужно помочь сочинским волонтерам решить вопрос с собаками Валентины Трофимовны. Найти для них кураторов, отловить на передержки, социализировать и найти им дома. Собаки, из-за плохого обращения с ними жителей, на контакт с людьми не идут. В них швыряли камнями, стреляли петардами, отстреливали, травили (как стало известно из чата жильцов ЖК). Такое отношение к животным недопустимо. С собаками нужно заниматься, чтобы вновь вернуть доверие к человеку».
На портале Change.org создана петиция с просьбой объективно разобраться в ситуации и понять, почему так поступили с одинокой пенсионеркой. Несколько дней назад сочинцы направили обращения в Минздрав Краснодарского края, Роспотребнадзор и Следственный комитет, Генпрокуратуру, а также известному поддержкой зоозащитников депутату Госдумы Владимиру Бурматову.
«Мы надеемся, что ситуацию не «замылят», будет официально установлено кто и на каком основании снес временный домик Казанцевой, расстрелял часть ее собак, а ее саму поместил в спецучреждение», — добавила Какулян.
Координатор инициативы «Гражданский контроль Сочи» Семен Симонов отметил, что история Валентины Казанцевой – не единичный случай.
«Проблема — в отсутствии системной помощи и работы с людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Сомневаюсь, что органы соцзащиты города и края занимаются этой работой на должном уровне. Поэтому надежда на НКО, которые могут содействовать таким людям. В Сочи есть благотворительные инициативы, помогающие попавшим на улицу по злой воле или в силу вредных привычек. Однако без поддержки органов власти и местного самоуправления, эту проблему сложно решить, а у меня сложилось впечатление, что они, в целях позитивного позиционирования Сочи, о таких случаях не говорят и помощь таким гражданам не оказывают», — предположил Симонов.
Он добавил, что периодически появляются сообщения о вывозе людей за 101-й км и, в некоторых случаях, в краснодарский реабилитационный центр. Такой центр необходим в Сочи, но вряд ли его здесь позволят создать из-за опасения большого притока бездомных из других городов, считает Симонов.