Из-за ограничений в период пандемии благотворительным площадкам пришлось полностью перестроить работу. Например, Центр толерантности перевел большинство своих проектов в онлайн: придумал новые форматы, сделал образовательную программу «Культура.Inc», наладил общение с партнерами из регионов.
Перешел в онлайн-режим и «Упсала-цирк». В трудные времена ему помогли «удержаться на плаву» онлайн-курсы и вечеринки для партнеров: удалось закрыть дефицит бюджета и отложить немного на 2021 год.
«Я думаю, важно сочетать онлайн и офлайн. В самый пик карантина мы не выдержали и совместно с организацией «Перспективы» созвонились с МЧС и поехали в психоневрологический интернат, под окнами устроили концерт. Сейчас мы разрабатываем ролики, которые мы могли бы показывать на домах города», – говорит Ларина Афанасьева, художественный руководитель «Упсала-цирка».
Центр «Благосфера» проводит онлайн-встречи с марта 2020 года. В диджитал перевели книжные и киноклубы, просветительские проекты. Перешел в онлайн фестиваль «Щедрый вторник». Удалось познакомить студентов с работой НКО: была серия онлайн-квизов. Но, как отмечает Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера», это не сравнимо с реальным общением.
«Мы можем трансформировать в онлайн смысл. Но нам сложно перенести неповторимое сочетание, непередаваемую атмосферу и близость «плеча». Ты понимаешь, что ты не один, ты представляешь сектор. Большие благотворительные события непременно вернутся», – говорит Темичева.
Ключевой вопрос: как вернуть людей в офлайн. В «Благосфере» считают, что ключевые причины вновь работать очно – включение в сообщество, личные связи и общение.
Немного о Душевном
В 2020 году «Душевный Bazar» должен был собрать НКО-участников из разных регионов России в одиннадцатый раз. Из-за пандемии встречу пришлось отменить.
За 10 лет проект охватил больше 40 регионов России. В 2015 году организаторы отказались от сбора пожертвований как основной цели, и в последние три года все больше НКО — участников фестиваля — сосредоточились на коммуникации с гостями и вовлечении их в свою работу.
В последние годы речь шла не только о встречах и мастер-классах — старались работать со смыслами, отмечает Инга Моисеева, организатор благотворительной ярмарки «Душевный Bazar».
Создатели ярмарки уверены: пандемия не станет конечной остановкой для «Душевного Bazar’а». Первоначально ярмарка создавалась для личного знакомства горожан с НКО и благотворительностью. Пока это востребовано, ярмарки будут проходить, а технологии смогут скорректировать форматы общения.
«Я верю, что, когда ситуация с COVID-19 закончится, мы начнем вместе встречаться. Живые форматы останутся, может, появится больше гибридных вещей. Например, может получится транслировать наш формат тем, кто лежит на диване», – говорит Евгений Горькаев, генеральный директор D-Group.Social.
Зачем нужны площадки?
Участники «Душевного Bazar’а» тоже уверены: ярмарка продолжит работать. Для НКО это способ не только найти благотворителей и партнеров, но и познакомиться с коллегами по сектору.
«Душевный Bazar» надо возвращать. Да, он будет многосоставный. И событийный, и онлайн. Но нужна часть общения. В момент, когда ты стоишь тут замученный, тебе люди начинают верить и ты находишь особенные слова», – уверена Татьяна Константинова, президент фонда «Со-единение».
В последние годы стать участником ярмарки может организация, которая предлагает новый формат. В 2019 году фонд «Жизнь как чудо» анонсировал на ярмарке благотворительный магазин «Чудо Shop»: в нем можно купить сертификаты у компаний-партнеров фонда. Такой формат прижился и магазин работает до сих пор.
Марина Михайлова, директор архангельского Центра «Гарант», отмечает: участие в «Душевном Bazar’е» помогает понять, как устроена благотворительная ярмарка изнутри. Центр старался понять, применим ли такой формат в Архангельской области. В итоге «Гарант» использовал другую тактику: целый месяц в регионе говорили о третьем секторе под лозунгом «НКО – не НЛО».
Еще один плюс благотворительных ярмарок – возможность в неформальной обстановке найти сторонников.
«Для меня «Душевный Bazar» многогранен. С одной стороны, я могу рассказать о проектах и привлечь сторонников. У меня есть история, когда 10 лет назад люди купили у нас мишку и продолжают поддерживать фонд. «Bazar» – это место, где я вижу любимых людей. И третья грань – это место, где я покупаю подарки со смыслом», – говорит Татьяна Константинова.
Работа бизнеса и поддержка НКО
Пандемия коронавируса стала испытанием и для социально ответственного бизнеса. Например, в компании Coca-Cola пришлось заморозить программу по развитию инклюзивного общества и проект формирования толерантного общества.
Основной фокус бизнес перенес на борьбу с пандемией. Например, компания «Байер» весной 2020 года помогала врачам. Но и от системных проектов она решила не отказываться.
«Собирать сотрудников в такой непростой период большими группами было невозможно. Основные наши волонтерские события проходят в детских больницах, а из-за карантина они были закрыты. В будущем мы ждем офлайн-режим, но точно с онлайн-интеграциями. К благотворительным инициативам присоединились регионы благодаря тому, что многие наши форматы перешли в онлайн. И терять эту аудиторию мы не собираемся», – рассказывает Екатерина Лукьянчикова, менеджер по корпоративной социальной ответственности и управлению проектами АО «Байер».
Переформатировала свою работу и авиакомпания «Россия». Компания помогала перевозить лекарства и грузы. Например, стала партнером Благотворительного фонда Константина Хабенского: транспортировала лекарства для подопечных фонда из регионов.
Хотя волонтеры не могли попасть в больницы, сотрудники компании передали подарки для маленьких пациентов.
Компании отмечают: хотя некоторые проекты пришлось «заморозить», поддержка третьего сектора продолжается. И после завершения пандемии большинство проектов вернется в офлайн.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.