28 декабря 2020 года Минюст РФ пополнил список СМИ, выполняющих функции иностранного агента. В него впервые попали не издания, а люди: российский правозащитник, лидер Общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономарев (признан иноагентом), журналисты «Радио Свобода» (внесено Минюстом в реестр СМИ-иноагентов и признано нежелательной организацией) Людмила Савицкая (признана иноагентом), «7х7» (признан иноагентом) Сергей Маркелов (признан иноагентом), «Псковской губернии» Денис Камалягин (признан иноагентом) и акционистка Дарья Апахончич (признана иноагентом).
«Идея снять фильм возникла после того, как я увидела новости о том, что в России пополнился список СМИ-иноагентов. Мне кажется, это настолько дикая штука, что не нужно быть особенным журналистом, чтобы написать об этом или снять фильм. Это вопиющее нарушение прав человека», — рассказала АСИ продюсер «7х7», соавтор фильм «Чьи агенты?» Софья Крапоткина.
Героями фильма стали Людмила Савицкая, Денис Камалягин и Дарья Апахончич. По словам Крапоткиной, так как «7х7» пишет о гражданском обществе в регионах, и героев решили взять региональных.
«Очевидно, что они менее известны, у них нет таких связей с журналистами, как, например, у Льва Пономарева. В список попал еще и наш коллега Сергей Маркелов, но по семейным, личным обстоятельствам он не смог сниматься», — объяснила Крапоткина.
Это обычные люди
В фильме рассказывают, кого признали иностранными агентами и как они теперь с этим живут. По замечанию Крапоткиной, авторы хотели показать, что физлица-иноагенты — обычные люди, а не «какие-то существа с щупальцами и третьим глазом».
«Мне бы хотелось, чтобы те люди, которые либо ничего не знают об этом законе, либо знают и считают его нормальным, посмотрели, кого объявляют иностранными агентами, и задумались, действительно ли нужно поддерживать такие решения», — отметила Крапоткина.
Она добавила, что закон накладывает на граждан-иноагентов много ограничений: маркировку всех публичных выступлений, в том числе в социальных сетях, отчеты о тратах. Это процесс, в который вовлечены десятки чиновников — проверяющих, сверяющих, работающих над сайтом Минюста.
«Вся эта огромная бюрократическая работа проводится за мои и за ваши налоги. Я совершенно не хочу, чтобы моими налогами оплачивали человеконенавистнические практики, когда государственные ведомства считают себя вправе публиковать на своем официальном сайте список неблагонадежных граждан», — заключила она.
Софья считает, что весь пакет законодательства об иностранных агентах совершенно безумный и что он не должен существовать в правовом государстве.