Система долговременного ухода и НКО
Одно из главных событий для НКО, помогающим пожилым, – внедрение системы долговременного ухода (СДУ). Пилотный проект начался в 2018 году. Уже к 2022 году система заработает во всех регионах.
Система долговременного ухода строится на трех принципах: своевременное выявление нуждающихся; определение объема поддержки; оказание грамотной помощи там, где это удобнее человеку.
Планируется, что система будет строиться на межведомственном взаимодействии: партнерстве социальных, медицинских, реабилитационных учреждений и НКО.
«Выявление завязано на НКО прочнее всего. Как вовремя найти человека, который не знает, как о себе сообщить? НКО занимаются проактивным выявлением: мы находим, передаем информацию и добиваемся того, чтобы эта информация была воспринята», – говорит Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость».
Целевая аудитория СДУ – это нуждающиеся в помощи люди всех возрастов и те, кто осуществляет за ними уход: родственники, знакомые, соседи.
Социальный патронаж, дневные центры, сопровождаемое проживание, специальная медицинская помощь, поддержка при трудоустройстве и получении образования, правовая помощь – эти и другие услуги будут доступны нуждающимся. Тем, кто оказывает уход, будут доступны школы ухода, правовая и психологическая помощь.
«Мне кажется, что роль НКО критично важна на всех этапах. Если человека не найти, помощи у него не будет. Также некому ухаживать: часть соцработников не готова. Перейти от доставки продуктов к уходу за людьми – это огромный сложный вопрос. Уже сейчас пилотные регионы бьют в набат: «Кто придет ухаживать? НКО, где вы?» – продолжает Олескина.
При этом к СДУ есть еще много вопросов. Например, надо определить, кто будет отвечать за координацию процессов. Также до сих пор нет общего федерального решения: регионы по-разному выстраивают систему. Например, в Москве такую помощь не могут получить люди, у которых есть родственники.
Взаимодействие с НКО
В 2020 году была организована коалиция «Забота рядом». Она объединяет около 300 НКО, которые помогают пожилым и людям с инвалидностью в разных регионах России.
Фото: Christian Langballe / Unsplash
«Забота рядом» выявляет «невидимых» одиноких пожилых людей. Как правило, они не состоят на социальном обслуживании, у них нет родственников.
НКО — участники коалиции обмениваются информацией, координируют действия и вместе принимают решения. В 23 городах есть ресурсные центры, где НКО также могут делиться опытом. Это помогает выстроить похожую систему помощи в разных регионах.
«Наша коалиция — это некая большая сеть, в которой можно задавать вопросы и получать ответы. Это не одна практика какой-то организации, а множество практик от большого количества НКО, которые подхватываются и тиражируются», – рассказывает Татьяна Акимова, исполнительный директор Благотворительного фонда «Хорошие истории».
Коалиция планирует создать портал с базой знаний для НКО, активистов и движений, которые помогают старшему поколению. Там будут собраны проверенные практики и технологии, которые можно будет применять по всей России.
Работа с медицинскими учреждениями
Вадим Самородов, начальник отдела международной деятельности и общественных проектов РГНКЦ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, отмечает: сейчас формальный уход получает только 14% нуждающихся пожилых.
Медицинские учреждения по-разному формируют систему долговременного ухода. Например, в ГКБ г. Чайковский (Пермский край) организовали подомовые обходы, чтобы выявлять одиноких людей, нуждающихся в помощи. В регионе сформировали службу социальных участковых. В Волгоградской области тестируют персональных помощников.
Российский геронтологический научно-клинический центр (РГНКЦ) разработал модель сопровождения пациентов с серьезными диагнозами. РГНКЦ передает информацию о своих пациентах коалиции «Забота рядом». Когда человека выписывают, НКО из коалиции начинают сопровождать пациента, взаимодействовать с местными органами социальной защиты.
«Передавая пациента, мы должны понимать, что все будет сделано адекватно, профессионально и не будет проблем, потому что медицинская организация несет реальную юридическую ответственность. Если будет известно, что медицинская организация выступила инициатором сопровождения человека добровольцами и с ним что-то случилось, то очень большая вероятность, что она будет нести уголовную ответственность», – отмечает Самородов.
По мнению Самородова, необходимо разработать универсальные формы передачи информации, которые смогут использовать все учреждения при работе с НКО. После этого модель можно будет тиражировать в другие регионы.
Фото: Bruce Tang / Unsplash
«Система не любит разговаривать, она любит цифры. Надо говорить, что вы можете сделать, сколько стоит это сделать, какие у вас ресурсы. Хорошо, когда мы рассказываем кейсы: «Мы пришли и накормили», — но непонятно, как это будет работать дальше», – отмечает Самородов.
Проблемы и опыт
Как отмечают представители НКО, при работе с пожилыми людьми важно найти общий язык с местными властями, центрами социальной защиты и другими организациями.
Светлана Файн, директор «Друзей общины святого Эгидия» в Москве, рассказала, что находить нуждающихся им помогает совет ветеранов. Также иногда о «невидимых» пожилых сообщают соседи.
Один из способов получения информации о пожилых – это районные центры социальной защиты. Но и их данные надо проверять. По словам Татьяны Петровой, руководителя центра «Четыре возраста», часто люди из списка соцзащиты на самом деле не нуждаются в помощи.
В некоторых регионах бывают случаи, когда соцзащита перекладывает ответственность за поиск ресурсов для обеспечения пожилых на местные благотворительные организации.
Анна Юрпольская, руководитель проекта «Волонтеры Москвы 55+», отмечает: пожилые люди не могут узнать, какие услуги им положены от соцзащиты. Это еще одна причина, из-за которой многие не обращаются за помощью.
Беседа проходила в Zoom на конференции «Сотрудничество НКО для продуктивной помощи пожилым и инвалидам. Тенденции. Технологии. Опыт. Поддержка». Конференция организована Ассоциацией «Союз волонтерских организаций и движений» совместно с Благотворительным фондом «Благо дари миру» и Автономной некоммерческой организацией развития социальной активности «Город друзей» при поддержке коворкинг-центра НКО в ЮАО.