В детсадах появляется больше мест
В 2020 году 7,4 млн детей ходили в детские сады. Из них 7% — дети с ограниченными возможностями здоровья. Об этом сообщила на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере вице-премьер Татьяна Голикова.
«На начало 2021 года численность детей с инвалидностью, не обеспеченных местом в группах, уменьшилась более чем на 24% и составила 2,5 тысячи», — отметила Голикова.
Она доложила, что до конца года планируется создать не менее 255 тыс. новых мест в детских садах для детей в возрасте до трех лет. Во всех новых садах будут созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Строятся новые инклюзивные школы
По данным Татьяны Голиковой, основное общее образование в России получают 17 млн школьников. 840 тыс. имеют ограничения по здоровью и инвалидность. Более 56% из них учатся в инклюзивных школах.
Вице-премьер уточнила, что строятся новые школы и обновляется инфраструктура старых с учетом доступности для детей с инвалидностью.
Обновлена инфраструктура четверти коррекционных и инклюзивных школ. До 2024 года федеральное финансирование получат еще более 900 таких школ. К 2024 году будет введен 1 млн новых мест.
В 2021 году стало на 17% больше школьников с ОВЗ и инвалидностью, которые сдали ЕГЭ.
«Дети с ОВЗ демонстрируют достаточно хорошую подготовку, высокий уровень: в 2020 году они продемонстрировали более высокие результаты по физике, истории, обществознанию», — отметила вице-премьер.
Не хватает квалифицированных педагогов
Не хватает специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО), которые умеют работать с детьми с инвалидностью.
«Численность таких специалистов увеличилась в 2020 году до 135 тысяч. Но все-таки мы фиксируем недостаток на начало года более 10 тысяч», — отметила Татьяна Голикова.
Мало студентов с инвалидностью поступают в колледжи. Ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Починок сообщила, что они проводили исследование на эту тему и выяснили, в 2020 году студенты с инвалидностью составили менее 1% от всех студентов СПО, которые поступили на первый курс. Из них 2,7 тыс. человек, или 30%, учатся платно. На бюджете – 7,8 тыс. человек.
Нет гарантированного бесплатного высшего образования
«Одна из важных проблем получения высшего образования – несоответствие квот, которые выделяются для людей с инвалидностью», — подчеркнула Наталья Починок.
В 2020 году было выделено 39,3 тыс. квот. Но принято на бюджет только 7,3 тыс. студентов с инвалидностью. Еще 1 тысяча учится платно.
Так происходит из-за диспропорции в предлагаемых образовательных программах по квотам и реальных предпочтениях студентов. Остаются невостребованными квоты на технические специальности, а на гуманитарные их наоборот не хватает.
«Молодежи с инвалидностью должно быть гарантировано право поступить на любую аккредитованную программу по своему выбору – вне зависимости от квот.
Невостребованные квоты не должны переходить в общий конкурс. Образовательное учреждение, которое не использовало квоты целенаправленно, должно передавать их в организации, где хотят учиться студенты с инвалидностью», — подчеркнула ректор РГСУ.