Для реализации проекта создадут четыре площадки в Оренбурге, Орске и Бугуруслане. Специалисты «Прикосновения» пройдут профессиональную переподготовку по курсу «Эрготерапия» в Санкт-Петербургском медико-социальном институте, а также по курсу «Организационные основы службы ранней помощи» в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства. В дальнейшем они передадут полученные знания другим задействованным в проекте специалистам. Это важно, поскольку нехватка кадров – одна из причин, по которым в Оренбургской области не выстроена система ранней помощи.
Основная цель проекта — интегрировать ребенка в детский сад или группу кратковременного пребывания, чтобы он вырос максимально активным в повседневной жизни. В «Прикосновении» поясняют, что ранняя помощь — длительный и непрерывный процесс, ведь ребенок непрерывно овладевает разными навыками. Она не может оказываться курсами три недели, как это происходит большинстве регионов страны.
По данным Росстата, в стране растет число детей с инвалидностью. В Оренбургской области к началу 2021 года выявлено 6 285 детей до трех лет с особенностями развития и из группы риска.
Благодаря системе ранней помощи больше детей смогут пойти в обычные, а не специализированные детские сады и школы, они будут меньше нуждаться в создании особых образовательных условий. У многих появится возможность вписаться в общество и трудиться, а не получать пожизненно пенсию по инвалидности.
С каждой семьей будут работать индивидуально. К примеру, родителям ребенка с двигательными нарушениями подскажут, как обустроить его место за обеденным столом, чтобы он самостоятельно ел, адаптируют мебель и посуду. Специалисты ранней помощи будут сотрудничать с министерствами здравоохранения, образования, социального развития.
«В Оренбургской области родители, воспитывающие детей до трех лет с риском развития или установленной инвалидностью, мало информированы о том, где получить услуги ранней помощи. Семьи получают разрозненную поддержку в вопросах здравоохранения, образования, социального обслуживания, но дома они остаются один на один с проблемой, поэтому важно развивать систему ранней помощи на междисциплинарной основе», — пояснила АСИ руководитель проекта Екатерина Шуптарская.