В 2021 году у пользователей Instagram* в России стали доступны инструменты, которые раньше были ограничены: Reels, shopping tags и музыка в stories.
Как эти инструменты может использовать НКО, объяснила на медиаклубе «АСИ – Благосфера» SMM-специалист Анастасия Раца.
Аналог TikTok
Reels – это аналог TikTok, только на базе Instagram*: короткие (до 60 секунд) вертикальные видео. Сейчас кнопка Reels – центральная на панели. Если нажать на нее, откроется лента коротких роликов. Видео подбирает алгоритм соцсети.
В Reels важнее сюжет, чем качество, считает Раца. Такие ролики надо публиковать регулярно: два-три раза в неделю. Сразу набрать много просмотров не получится.
Для монтажа подойдут программы InShot, Splice и другие приложения для редактирования видео.
За вдохновением Раца советует идти в TikTok: там можно вбить в поисковой строке ключевое слово, по которому покажут ролики по теме. Можно посмотреть, что пользуется популярностью за рубежом, и повторить это.
Если среди попечителей организации есть известные люди, можно попросить их принять участие в ролике.
Анастасия Раца советует тестировать разные форматы, чтобы понять, что понравится аудитории. Так что расстраиваться из-за пары неудачных попыток не стоит.
Есть несколько форматов, которые можно попробовать снять:
Говорящая голова. Автор видео снимает себя на камеру и рассказывает о какой-то теме или событии. Достаточно нормальной камеры и хорошего микрофона.
Вопрос-ответ. Если в теме, с которой работает НКО, есть много мифов, можно в формате диалога ответить на самые популярные вопросы.
На фоне видео. Это тоже формат «говорящей головы», только на фоне видео. Автор может снять свою реакцию или прокомментировать ролик, который показывает на заднем плане.
Тренды. Это популярные звуки, танцы, движения. Можно обыграть даже те популярные челленджи, которые на первый взгляд не имеют отношения к теме благотворительности.
Атмосферные видео. Это монтаж, музыка и короткий текст для объяснения того, что происходит в ролике.
«Залипательными» видео часто становятся ролики, связанные с творчеством: как лепят из глины, рисуют, что-то собирают.
Сторителлинг и искренность. НКО может показывать свою работу, как сериал: например, как для подопечных организовали встречу с известным актером, как они отправились в путешествие и т.д.
«Тем, кто будет снимать Reels, очень важна насмотренность, понимание трендов и визуального языка. Я рекомендую зарегистрироваться в TikTok, потому что у приложения крутая нейросеть. Вы сможете видеть постоянно контент по своей теме и найдете идеи», – советует Раца.
Reels подходят всем: можно снимать даже на тяжелую тему, если подобрать корректный тренд и найти харизматичного человека в команде, считает Раца.
Музыка в stories
Сейчас музыка в Instagram* представлена в двух вариантах: полном и урезанном. Все треки доступны для личного использования, для коммерческих аккаунтов база музыки сокращена.
Алгоритмы Instagram* строго следят за авторскими правами и использованием контента. Если сеть обнаружит, что пользователь использует музыку, которую не должен, сначала видео удалят, а при повторном нарушении аккаунт вообще могут заблокировать.
«Возвращать аккаунты очень сложно, техподдержка с нами общаться не хочет. В обход можно использовать ремиксы, но тоже аккуратно», – уточняет Раца.
Можно посмотреть, какие ремиксы выложены на YouTube – с ними будет меньше проблем.
Стикеры
Стикеры — это внутренние инструменты сети: опросы, тесты, интерактивные элементы.
«Топ-stories по охвату – это stories, на которых есть стикеры. Это позитивная активность, Instagram* видит, что пользователям интересно и повышает охваты», – говорит Раца.
Один из вариантов их использования — игра «Правда или миф?». SMM-специалист собирает подборку мифов и реальных фактов и предлагает аудитории угадать, где ложь, а где правда.
В конце можно оставить форму для вопросов и отвечать на них.
Шаблон для таких stories можно сделать в Canva, Corelli и других фоторедакторах. Если у НКО есть дизайнер, можно попросить о помощи его.
Direct на компьютере
В 2021 году direct – личные сообщения – стал доступен на компьютере. Это упрощает работу с аудиторией: легче вставлять скопированные ответы, можно сделать файл с FAQ и отправлять его.
Также не стоит забывать про «родные» инструменты Facebook*. Для этого нужно авторизоваться в бизнес-аккаунте, перейти во вкладку «Входящие» и там отвечать на личные сообщения и комментарии в Instagram*.
Прямые эфиры
Прямой эфир позволяет показать лицо организации: экспертов, волонтеров, специалистов. Единственный минус – их мало кто смотрит.
Если у НКО небольшая аудитория, Раца советует проводить двойные прямые эфиры с блогерами. Он приведет аудиторию, а НКО – эксперта, который может рассказать о важной теме.
Тот, кто начал прямой эфир, может сохранить его в IGTV. Можно соединить такие прямые эфиры в «сериал»: это серия роликов, где эксперты отвечают на вопросы.
Раца предлагает план, как организовать успешный прямой эфир:
1. Договориться с блогером и экспертом. Заранее обговорить с ними задачу и тему.
2. Собрать вопросы аудитории. Это «прогрев» – подписчики будут ждать встречу.
3. Написать и согласовать план эфира: сколько времени на один вопрос, когда читать комментарии зрителей и т.д.
4. Согласовать и анонсировать дату и время эфира с участниками.
5. Провести тестовый эфир. Нужно понять, оба ли участника понимают, как проводить прямой эфир, проверить качество изображения и звук.
6. Если эксперт не разбирается в Instagram, лучше находиться рядом с экспертом во время прямого эфира. Следить, чтобы телефон не разрядился.
7. Посмотреть эфир с точки зрения зрителя. Если проблемы — быстро связаться с экспертом или блогером.
8. Сохранить эфир.
9. Систематически его выкладывать в stories.
Гиды и лонгриды
Гиды — это попытка Instagram* сделать статьи. У них небольшие охваты: пользователи не особо готовы читать в социальной сети.
Но если аудитории НКО нравятся статьи, этот инструмент может быть полезен. В одной статье можно собрать несколько публикаций из аккаунта, есть инструменты верстки.
Новая статистика
Статистика тоже стала доступнее, теперь можно не использовать сторонние сервисы аналитики.
Раца советует в первую очередь смотреть на рост подписчиков (когда был прирост, после чего отписались). Это позволяет понять, насколько выгодна для НКО была работа с блогером или СМИ.
Также надо следить, что входит в топ-посты и топ-stories – нужно понимать, что нравится аудитории, и ориентироваться на это.
Если НКО ведет основный трафик на свой портал, то для анализа лучше всего использовать сторонние сервисы – «Яндекс.Метрику» или Google.Analytics. Это нужно, чтобы понимать, как на сайте ведет себя аудитория из соцсетей.
Shopping tags
Это магазин внутри Instagram*: на фото можно отмечать вещь или услугу, при этом пользователь будет сразу видеть ее цену. Сейчас инструмент доступен еще не всем.
С фотографии, на которой есть shopping tags, пользователь может перейти на сайт организации или посмотреть ее другие услуги.
Форматы для Instagram*
Карточки – это формат, который уже используют в Instagram* многие НКО. Если у организации есть экспертная база, некоторые публикации и статьи можно перевести в такой информационно-познавательный формат.
Визуал – НКО может «внедрять» свой фирменный цвет на каждую фотографию. Это будет «красной нитью», которая не только задает общий концепт аккаунта, но и сразу отделяет от остальных.
В тренде естественная и качественная обработка, видео, фирменный стиль и отказ от коллажей. Можно использовать графические элементы.
Инфлюенсеры – тренд десятилетия. Совместные коллаборации, авторский совместный мерч и другие направления работы пользуются спросом.
Работа с блогерами должна быть постоянной, недостаточно провести встречу один или два раза. Чем чаще НКО общается с блогерами, тем заинтересованнее их подписчики становятся.
Личный бренд – лицо НКО: руководитель, эксперт, волонтер. Такой человек должен быть готов общаться с аудиторией, выходить в stories.
«Личный бренд всегда продвигается легче, чем аккаунт без личности. Люди читают людей, покупают у них и верят им, а не юрлицам и брендам», – отмечает Раца.
Таких людей может быть несколько, аудитория должна знать их в лицо: пользователи хотят задавать вопросы живым людям, а не машине.
Если НКО пока не готова перейти на более живое общение, можно начать с изменения подачи информации: отказаться от официального стиля, добавить сленг.
Полезные советы
Чтобы пользователи вели себя активнее, Раца советует попробовать интерактив. Тесты, опросы и другая позитивная активность поднимает уровень вовлеченности аудитории.
Чем больше процент вовлеченности, тем больше пользователей видит контент НКО. Но если вовлекать некого, это не сработает.
Новых подписчиков можно привлечь, работая с блогерами, проводя конкурсы и розыгрыши, публикуя интересные и полезные посты. Но проще и выгоднее купить рекламу у самой площадки.
А чтобы аудитория была не только вовлеченной, но и лояльной, с ней надо общаться: отвечать в комментариях и личных сообщениях, иногда даже общаться лично.
Также можно публиковать контент, который делает аудитория НКО. Так организация покажет, что ее поддерживают, и вызовет доверие у других пользователей.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.
*Продукт принадлежит организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.