14 октября в Высшей школе экономики прошла сессия «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора». На ней был представлен доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.
Вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Лев Якобсон назвал два основных типа изменений, которые затронули некоммерческий сектор.
Первое — это технологические изменения и прежде всего вытеснение личных контактов и повышение роли интернета. Второй важный момент — резкая «фокусировка и реализация альтруизма на конкретных вызовах», которые высветила пандемия.
В каком состоянии сектор подошел к сегодняшнему дню
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова утверждает, что, согласно цифрам, третий сектор не очень хорошо пережил пандемию. Как минимум 10 тысяч СО НКО перестали существовать. Более того, данные Росстата говорят, что также сократилось количество работников СО НКО и их волонтеров.
Данные эмпирических исследований, проведенных центром, говорят о том, что большинство НКО в период пандемии испытывали в своей деятельности три и более проблем. Чаще всего речь идет о проблемах с финансированием, с коммуникациями и с кадрами.
Что касается кадров — руководители НКО сообщают не только о нехватке квалифицированных кадров, но и проблеме преемственности: команды многих опытных НКО «стареют» и возникает вопрос, кому передать свое дело и опыт.
Вопросы, связанные с законодательством, также волнуют руководителей НКО — есть опасения, что законодательство становится все более непредсказуемым с точки зрения правоприменения.
Вопрос адаптации
Более половины руководителей некоммерческих организаций с благодарностью отзываются о мерах поддержки, которые они увидели со стороны государства в период пандемии, — налоговых льготах, грантах из госбюджета. При этом примерно каждый пятый руководитель НКО опасается, что государство пытается усилить свой контроль над сектором.
42% руководителей НКО заверяют что они в той или иной степени адаптировались к условиям пандемии. При этом 29% утверждают, что они сделать это так и не смогли, и главная причина — неожиданная необходимость цифровизации и ухода в онлайн.
По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, индекс цифровых компетенций НКО за год пандемии вырос всего на 0,3 пункта по десятибалльной шкале (до пандемии он составлял 1,8 — теперь 2,1).
«Если со стороны государства и бизнеса не поддержать конкретно все то, что касается цифровизации третьего сектора, — между секторами вырастет непреодолимый барьер, и НКО окажутся отброшены далеко назад», — уверена Ирина Мерсиянова.