Ранее бывшие ученицы Московской центральной художественной школы заявили о домогательствах и насилии со стороны преподавателя.
АСИ постаралось понять, как правильно действовать подростку, который попал в такую ситуацию, и как вести себя его родителям.
Памятка для ребенка
Что делать подростку, который подвергается сексуальным домогательствам со стороны старшего, рассказал АСИ психолог фонда «Дети наши» Дмитрий Степченков.
1. Заметить интерес
По словам Степченкова, это бывает трудно, потому что подростки не всегда понимают, когда нарушают их границы.
Среди нарушений границ психолог называет «задушевные беседы», «просьбы помочь», «приглашения остаться после уроков».
«Важно заметить, что общение с учителем или другим взрослым выходит за рамки контекста ситуации: учитель математики отвечает за математику, не за отношения с друзьями или родителями, личные переживания и прочее», — подчеркивает Дмитрий.
«В первую очередь нужно ориентироваться на свой комфорт: если тебе некомфортно, это неправильно!
Пол взрослого тоже неважен: ни один взрослый не должен нарушать твои личные границы».
Фото: Elia Pellegrini / Unsplash
2. Сказать «стоп», если понимаешь, что что-то происходит неправильно и от этого некомфортно
По словам психолога, нужно тут же обозначить, что такое поведение недопустимо. Бывает, достаточно сказать «не хочу разговаривать на эту тему», «не нужно меня обнимать» и добавить, почему — «мне некомфортно» или «я считаю, что учитель не должен себя так вести».
После этого нужно уйти, подчеркивает Дмитрий.
Взрослому человеку не стоит давать возможность оправдаться или объяснить свое поведение. Если подростку просто показалось, взрослый не будет обижаться за бдительность.
3. Соблюдать дистанцию после того, как удалось обозначить границы
Психолог советует не оставаться наедине с этим человеком, не идти с ним есть или пить чай. Не общаться в социальных сетях.
«Если учитель оставляет тебя после уроков, назначает дополнительные задания, угрожает, что иначе ты не сдашь контрольную, предлагай все изменения в расписании согласовывать с родителями и директором», — говорит Дмитрий.
Фото: Claudia Soraya / Unsplash
4. Рассказать о случившемся
Рассказывать необходимо, подчеркивает Степченков, даже если это только подозрения.
Рассказать можно кому угодно — родителям, учителям, директору, друзьям, тренеру. А лучше сразу всем.
«Если говорить о случившемся трудно, неловко, неудобно, некомфортно, выбери приемлемый для тебя способ: напиши записку, напечатай на компьютере, запиши на диктофон или аудиосообщением», — советует Дмитрий.
Если подростку трудно рассказать о таком кому-то из близких или знакомых, он может позвонить по номеру федеральной линии телефона доверия: 8 (800) 200 01 22.
«Помни: ты не виноват, что так происходит. Нет ничего постыдного в том, чтобы сообщить об этом», — заключает психолог.
Памятка для родителя
Что делать родителям и как разговаривать с ребенком на такую тему, АСИ рассказала специалист проекта «Тебе поверят» Юлия Федорина.
1. Сосредоточиться на безопасности ребенка
Если это возможно, ребенка нужно изолировать от человека, совершившего насилие. Или постараться сделать так, чтобы они не встречались.
Если это невозможно, нельзя оставлять ребенка без сопровождения взрослого.
2. Если родитель узнал о насилии не от ребенка, его нужно вывести на разговор
Во время разговора необходимо сохранять спокойствие настолько, насколько возможно.
«Это непростая новость для родителя, но для ребенка она еще более тяжелая. Часто дети долго собираются с духом, чтобы рассказать, от них это требует огромного мужества. Они напуганы, им стыдно. Паника, растерянность, истерика родителя как минимум не поможет. Зато очень поможет надежный взрослый», — объясняет Юлия.
Фото: Hassan Vakil / Unsplash
Родителю нужно показать, что он может выдержать эту информацию и эмоции. Обсудить ситуацию на эмоциях и поплакать родителю можно потом, наедине с другими взрослыми.
3. Важный момент — нужно верить ребенку
По словам Федориной, взрослые часто не верят ребенку и считают, что он все нафантазировал. Однако в этой теме ошибки и фантазии «крайне редки».
«В любом случае, поверить ребенку и ошибиться неприятно, но не так страшно, как ошибиться, не поверив. Ведь в этом случае ребенок вряд ли решится поговорить еще с кем-то и останется один на один со своей бедой, — говорит Юлия. —
Этим часто пользуются насильники — убеждают ребенка, что рассказывать о произошедшем бесполезно, потому что все равно никто не поверит».
4. В разговорах нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка
Родителям не стоит торопить ребенка с рассказом, устраивая допрос, давить или пытаться четко выстроить картину произошедшего. Тем более ребенок может не хотеть выкладывать все детали, потому что для него это может быть тяжело.
«Важно поддержать ребенка, сказать и показать ему, что бояться нечего, что в этом нет ничего стыдного, что он молодец, что рассказал об этом, что он поступил правильно», — говорит Юлия.
5. Обратиться к психологу
Если родитель не уверен, что сможет правильно поговорить с ребенком или стесняется это делать, нужно обратиться к психологу за консультацией. Психолог поможет выстроить план разговора.
С ребенком может поговорить детский психолог. Вдвойне стоит обратиться к специалисту, если состояние ребенка беспокоит родителя.
«Многие вещи родители могут сделать самостоятельно: поддерживать, сочувствовать, разговаривать о сексуализированном насилии. От этого в любом случае зависит дальнейшее благополучие ребенка. Но в целом работа с травмой сексуализированного насилия не задача родителя», — заключает Федорина.