По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ на 2021 год, опыт добровольчества есть у каждого четвертого россиянина в возрасте 18-24 лет. Большинство из них не состоят в некоммерческих организациях. Почему так происходит и можно ли назвать молодежь пассивной — решали эксперты медиаклуба «АСИ — Благосфера».
Пассивность и недоверие
Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ уже более 12 лет изучает поведение молодежи за пределами вузов.
Молодежь заинтересована в развитии общества, но часто не доверяет классическим институтам, отмечает Яна Крупец, заместитель директора центра.
«Молодых пугает бюрократия. У нас молодежь не идет к государству просить денег, потому что они не хотят попадать в бюрократическую систему. А НКО всегда связаны с отчетностью», – рассуждает Крупец.
Поэтому часто молодые люди реализуют собственные идеи сами. В основном это происходит ситуативно и в регулярный активизм не переходит. Среди частых проявлений активности у молодежи – подписать петицию, собрать пожертвования на отдельный проект и т.д.
НКО важно понять, не как сподвигнуть молодежь приходить в организацию, а как и где знакомиться с активными молодыми людьми. Например, это могут соседства, где встречаются местные жители, которые хотят улучшить городскую среду в своем районе.
НКО могут обратиться к такому соседству и предложить вместе организовать событие: так молодежь узнает о работе организации и будет ей больше доверять. Для молодых людей важно, чтобы сверстники знали об организации и разделяли ее ценности.
Фото: Adam McCoid / Unsplash
«Сейчас активизм становится частью стиля жизни. Если в тусовке звучат названия НКО, то скорее всего пойдут именно к ним. Но чтобы НКО была на слуху, надо взаимодействовать с этой средой», – подчеркивает Крупец.
Быть на одной волне
Другой способ наладить общение с молодежью – быть для нее полезной.
Ассоциация «зеленых» вузов России объединяет 141 университет, на базе которых сформированы экосообщества, и развивает экологическое студенческое движение в России.
Для студентов выбирают простые, но интересные форматы. Например, Дни единых действий: ассоциация задает тему и предлагает студентам разработать свою акцию. Или битва кейсов: организатор предлагает проблему, а студенты ищут лучшее возможное решение.
«Наши студенты – уже «зеленые», но мы понимаем, что это все те же молодые люди, кому нужна мотивация, дипломы, чтобы получить повышенную стипендию, общение с такими же активистами, как они», – объясняет Екатерина Олейник, координатор общероссийской программы «Зеленые вузы России».
В ассоциации студенты получают полезные навыки: как взаимодействовать с городскими администрациями, создавать сообщества, искать финансирование, общаться с аудиторией, заниматься фандрайзингом.
Как отмечает Олейник, ассоциации важно не терять связь с молодежью даже после окончания вуза. Поэтому сейчас она развивает направление работы с выпускниками: помогает трудоустроиться в зеленой профессии.
«У молодежи, вовлеченной в социальную активность, — большие ожидания. И если они не реализуются, негативные эффекты могут быть очень сильными. С молодежью надо постоянно работать», — предупреждает Крупец.
Мнение студентов
В 2021 году студенты Московской высшей школы социальных и экономических наук провели исследование для фонда «Живой». Они, в частности, выяснили, что лишь 3% молодых людей 18-25 лет оформили рекуррентные пожертвования, еще 36% — жертвуют время от времени.
«Регулярные пожертвования выглядят для людей как обязательство перед фондом. Они подразумевают долгосрочные отношения и требуют от жертвователя стабильности. К этому готовы не все. Люди говорят: “Я должен знать, что будет с моим доходом через полгода”», — объясняет Василина Радькова, студентка IV курса Шанинки.
Главные аргументы против рекуррентных пожертвований – недостаточный или нестабильный доход, недоверие фондам, предпочтение адресной помощи и уверенность, что помогать должно государство, а не частные доноры. Чаще остальных готовы подписаться на пожертвования респонденты со стабильным средним и стабильным высоким доходом.
Фото: Alexis Brown / Unsplash
Как правило, люди решают жертвовать, если жертвовал кто-то в семье или среди знакомых, у них есть личный волонтерский опыт, они читали материалы об этом или вдохновились примером блогера.
«НКО нужно присутствовать во всех каналах, создавая для человека такое информационное поле, когда он знает, что может в любой момент начать помогать фонду», – отмечают исследователи.
Найти молодых доноров можно в соцсетях: например, записать коллаборацию с блогером, снимать ознакомительные ролики, рассказывать о принципах работы и системных проектах фонда, знакомить с проблематикой, которой занимается НКО.
Молодые люди могут стать амбассадорами НКО среди сокурсников и друзей, рассказывать о том, чем они занимаются в организации и почему это делают.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.