Соцработники сегодня
За последние пять-семь лет понятие «социальный работник» стало намного шире с точки зрения компетенций, сфер деятельности и форм участия, сообщила председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. Сегодня к государственному сектору, в котором обычно задействованы социальные работники, присоединились и сотрудники НКО, и социальные предприниматели.
В эту сферу приходят инициативные и активные люди, чтобы менять ситуацию к лучшему, уверена председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор АСИ Елена Тополева.
Социальный работник сегодня, по мнению директора Департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты России Тараса Васько, это мост, который связывает человека с жизнью и не позволяет ему провалиться в депрессию.
Когда соцработник приходит к человеку, чтобы помочь, они все равно разговаривают. И эти разговоры не связаны только с тем, как решить ту или иную проблему, например, оплатить ЖКХ.
«Соцработник — это в хорошем понимании друг, который приходит в тот момент, когда тяжело», — говорит Васько.
По его словам, функция соцработника «подай-принеси» давно перешла на другой уровень. Это связано в том числе и с развитием цифровизации. Однако, по его мнению, человеческое общение не заменит «никакая цифра». И задача соцработника — не сесть и заказать через интернет продукты, а прийти и поговорить.
Соцработник завтра
По мнению исполняющего обязанности директора ИГСУ РАНХиГС Руслана Корчагина, социальность для России — основной акцент, на котором должна строиться госполитика.
Еще 10 лет назад было трудно представить, что ни одна крупная компания не сможет жить без социальной ответственности и социальной миссии, говорит Елена Тополева.
«Сейчас эта социальность пронизывает все общество. Например, те же 10 лет назад социальная журналистика считалась тоской, а теперь это самая лучшая и качественная журналистика. Изменилась и сама социальная сфера», — рассказывает она.
Меняться она будет и дальше. Антон Островский, декан факультета управления, руководитель Центра медиации и общественного взаимодействия Российского государственного социального университета, связывает будущее социальной работы с цифровизацией и технологиями. При этом не стоит забывать, что денег на социальную помощь никогда не будет достаточно, человеческих ресурсов для адресной помощи — тоже.
Поэтому в будущем частью социальной работы должна стать технология, в которой человек мобилизует в другом ресурсы для самостоятельной помощи.
Для Юлии Жигулиной, исполнительного директора фонда «Наше будущее», соцработники — это в первую очередь люди с большим сердцем.
«Это прежде всего люди, которые выбирают не просто помогать, а предлагают целые решения, чтобы жизнь конкретной категории людей стала лучше и качественнее», — говорит Жигулина.
По ее мнению, социальная работа — это призвание, а чтобы к нему прийти, можно сначала попробовать пойти волонтером в какую-нибудь организацию. Молодые люди должны выбирать себе дело жизни, основываясь на душевных привязанностях. А если у человека есть желание быть причастным к изменениям к лучшему, то для него открыты сферы социальной работы и социального предпринимательства.