Ключевая задача чат-бота «Твоя ИПРА» — помочь родителям детей с инвалидностью получить информацию о мерах государственной поддержки, льготах и возможностях для проведения грамотной реабилитации/абилитации и социализации ребенка.
Анастасия Трошина на своем опыте знает, как сложно родителям сориентироваться в многообразии информации, когда многое непонятно — от кого можно получить помощь, какие меры поддержки предусмотрены для ребенка с инвалидностью и его семьи, в какие организации обращаться и с чего начать сбор документов?
«Как неравнодушный человек Анастасия помогает не только близким, но и другим людям, делясь с ними своим опытом, консультируя по вопросам инвалидности. Но и этого недостаточно, чтобы помочь всем. Как говорит сама Анастасия, она долго вынашивала идею, наблюдала, обдумывала и жалела, что не может помочь абсолютно каждому. Идея оформилась в четкую мысль: “Я хочу помочь таким же родителям, как я, получить больше льгот и поддержки для реабилитации своего ребенка. Чтобы не приходилось тратить время на поиск организации и выяснения необходимой информации”», — рассказала АСИ PR BP IT-компании Lad Мария Пашкина.
Идея воплотилась в проект «Навигатор для родителей по мерам государственной поддержки», который Анастасия представила на молодежном форуме, а затем доработала совместно с экспертами и победила в конкурсе микрогрантов по линии Росмолодежи.
Разработкой чат-бота занималась IT-компания Lad, развивающая направление машинного обучения и анализа данных. Как АСИ рассказали в компании, формат чат-бота выбрали потому, что это очень удобный способ взаимодействия с информацией, когда не нужно ее выискивать и можно задать уточняющий вопрос, при ответе на который чат-бот учтет контекст переписки. Кроме того, многие чат-боты умеют работать не только с текстом, но и понимают голосовой запрос, что делает их более доступными для людей с ограничениями по здоровью.
Ответив на вопросы, пользователь получает контакты организаций в Нижнем Новгороде или области, куда ему следует обратиться для оформления документов, или ссылку на нужное заявление на сайте «Госуслуги». Таким образом, семьи детей с инвалидностью могут оформить положенные меры поддержки, например, льготы на тарифы ЖКХ или ОСАГО, а также понять, куда обращаться за получением санаторно-курортного лечения или медицинского оборудования.
На данный момент в чат-бот вложили самую важную информацию, которая пользуется спросом у родителей, далее планируется развивать его алгоритмы, насыщая полезным материалом и новыми возможностями. В планах также — разработать функционал, позволяющий получать напоминания о сроках продления льгот, охватить информационной поддержкой разные возрастные категории людей с ограничениями по здоровью и масштабировать ее на другие регионы страны.
«Объем информации для чат-бота предложила Анастасия, которая из личного опыта хождения по инстанциям и сбора документов, знает, какая информация нужна для оформления разных льгот, выплат, программ реабилитации, медицинского оборудования.
Также здесь есть контакты профильных организаций Нижегородской области. Сбор и поиск корректной информации вела Анастасия со звонками по работающим инстанциям. В данный момент в чат-бот будут внесены изменения, поскольку ФСС и ПФР с 01.01.2023 объединились, но при этом информация остается верной, поскольку все старые офисы по-прежнему действуют и выполняют свои функции», — сообщила Мария Пашкина.
По словам Анастасии Трошиной, сейчас первые пользователи активно тестируют чат-бот, и по обратной связи видно, что такая инициатива востребована у родителей детей с инвалидностью.
Специалисты компании также разрабатывают технологии онлайн-консультанта по юридическим вопросам, и в одной из будущих версий пользователи получат возможность произвольным образом задавать вопросы, касающиеся особенностей законодательства для людей с инвалидностью.