Совет по попечительству в соцсфере при Правительстве РФ и Общественная палата РФ (ОП РФ) предложили выявлять бездомных людей, идентифицировать их и направлять на работу. Письмо с такими предложениями за подписью членов правительственного совета Натальи Починок и члена ОП РФ Елены Тополевой направили в Минтруд и Минздрав.
Эксперты также направили документ о порядке взаимодействия между органами власти и организациями региона. Согласно документу, с которым ознакомились «Ведомости», выявлять бездомных людей смогут не только правоохранители и социальные организации, но и физические и юридические лица. После их обращения по телефону 112 в течение 20 минут на место должны приехать полицейские и скорая помощь. Бездомного человека доставят в отделении МВД, где проведут дактилоскопию и идентификацию личности.
Если за человеком не числится правонарушений, информацию о нем передадут в Центр социальной адаптации. Тех, кто не может себя обслуживать, направят в центр, дееспособных — в «социально-трудовые дома», женщин — в кризисные центры. При этом человеку оставляют право отказаться от помощи.
Экспертов в этой инициативе беспокоит фактическая легализация «трудовых домов», рассказал «Ведомостям» директор благотворительной организации «Ночлежка» Данил Краморов. По его словам, такие дома — это форма трудового рабства, когда человек работает за еду или проживание. Выйти из такой системы очень сложно.
Елена Тополева подчеркнула, что рекомендации подготовлены для дальнейшего обсуждения и что Общественная палата не выступает за принуждение бездомных людей к труду.
«Среди НКО есть сторонники точки зрения, что для здоровых бездомных людей должна быть предусмотрена обязательная трудовая реабилитация. Я лично с большой осторожностью отношусь к такого рода предложениям: бездомные люди, даже если они физически здоровы (что редко бывает, если они давно на улице), обычно не здоровы социально, они не социализированы, поэтому им очень сложно работать. И вообще — имеем ли мы право привлекать людей к труду насильно. В советское время такое уже было, и я не сторонник возвращения к этой системе», — говорит эксперт.
Она добавила, что главная цель рекомендаций – разработать четкий алгоритм действий для эффективной помощи людям в трудной жизненной ситуации.
«У нас таких алгоритмов нет, и это, наверное, самая большая сложность, потому что бездомные люди сталкиваются с целым пластом проблем. Это и восстановление утерянных документов, и регистрация, и вопросы получения медицинской, социальной помощи, трудоустройства и т.д. Кто-то приехал из другого города и не может вернуться, потому что у него нет на это ни средств, ни документов; кого-то просто выгнали из дома и ему нужна крыша над головой. У каждого своя история», — прокомментировала Тополева.
- «Голод, холод, боль и унижения я прошла сама»: как челябинка, которую в детстве спасли бездомные, приютила людей в беде
- Нелишние: как московские НКО помогают людям, оказавшимся на улице
- «Бездомность – это калейдоскоп, где преломляются все общественно значимые поломки, которые есть в России»: Маша Мурадова, «Ночлежка»