Целью исследования было выяснить, насколько онлайн-платформы адаптированы для людей с нарушением зрения и моторики.
Оно проводилось в период с августа по ноябрь 2023 года. Всего проверили 90 платформ из шести сфер: ретейл, банки, телеком, путешествия, маркетплейсы и обучение. В каждой сфере на основе опроса выявили самые востребованные платформы и протестировали доступность сайтов и мобильных приложений.
По результатам тестирования уровень доступности онлайн-сервисов оценили как средний. Ни одна из платформ не набрала максимальное количество баллов.
Самыми адаптированными для незрячих людей и людей с нарушениями моторики оказались маркетплейсы и платформы банков.
- Наименее доступны платформы компаний сферы «Путешествия».
- Лидерами в категории «Маркетплейсы» стали сайты «Яндекс Маркет», Wildberries и «Мегамаркет».
- В продуктовом ретейле наиболее доступны мобильные приложения для iOS сетей «Магнит» и «Перекресток» и сайт последнего.
- В категории «Банки» лидирует сайт и мобильное приложение для Android ВТБ, у которых отмечена отличная доступность, а также мобильное приложение для Android Сбербанка.
- В сфере телекоммуникаций максимальные баллы у сайта и мобильного приложения для Android «Мегафон».
- Образовательные платформы примерно равнозначны по своей доступности. Наиболее адаптированная среди них — платформа «Открытое образование».
«Первое исследование невизуальной доступности онлайн-ресурсов мы провели три года назад, и, сравнивая его результаты с итогами нынешней оценки, можно отметить, что ситуация в целом стала несколько лучше. Нет ресурсов, которые были бы абсолютно недоступны, но по-прежнему на многих из них есть трудные для людей с нарушением зрения и моторики сценарии. В итоге общая доступность остается средней», — отметила Елена Мартынова, сооснователь инклюзивного проекта Everland.
Everland — инклюзивный социальный предпринимательский проект, который занимается трудоустройством людей с инвалидностью и развитием доступной среды.