Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и центр «Благосфера» провели дискуссию о том, как меняются цифровые компетенции НКО. Дискуссия — часть цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».
За последние несколько лет присутствие НКО в цифровой среде растет, свидетельствуют данные всероссийских опросов руководителей негосударственных некоммерческих организаций. Результаты опросов, проведенных в 2019, 2021 и 2023 годах, представила на встрече директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.
Насколько НКО активны в сети
В 2023 году 93% НКО, участвующих в опросе, заявили, что работают в цифре. Это на восемь пунктов больше, чем в 2021 году. Большинство опрошенных ведут официальный сайт НКО и страницы в социальных сетях. Среди соцсетей НКО стали чаще выбирать мессенджер Telegram: в 2021 году о своих телеграм-каналах рассказывали 3% респондентов, в 2023 году — уже 26%.
Помимо собственных ресурсов, примерно четверть НКО используют сторонние цифровые площадки: тематические базы данных, сообщества, интернет-издания. А заинтересованность НКО в рекламе в интернете за последние два года упала. В 2023 году только 7% респондентов заявили, что их организация размещает рекламные объявления в сети.
Зачем НКО пользуются интернетом
57% НКО используют официальный сайт для коммуникации с донорами, благополучателями и партнерами. Популярным способом общения становятся видеотрансляции на сайте и в соцсетях. Ими пользуются 27% опрошенных организаций.
Для общения внутри организации НКО тоже чаще всего выбирают социальные сети (69%), электронный офис с электронными документооборотом, подписями и отчетностью сформирован чуть больше чем у трети организаций (37%). Примерно столько же используют для работы платформы Zoom или Webinar.
«Во время пандемии многим НКО пришлось обращаться к новым для себя цифровым инструментам из-за необходимости обеспечения удаленной работы, разрушения обычных цепочек взаимодействия. И многие из этих изменений сохранились даже после возвращения к обычному режиму работы», — отмечает Ирина Мерсиянова.
В целом цифровые технологии в менеджерской работе НКО встречаются в 82% случаев (на 10 пунктов больше, чем в 2021 году). НКО используют облачные сервисы, цифровые платформы, CRM-системы и другое.
Для привлечения средств цифровыми технологиями пользовались только треть всех опрошенных НКО. Чаще всего организации собирают пожертвования в соцсетях, через кнопки на сайте и рассылки по электронной почте.
Индекс базовых цифровых компетенций
Основываясь на показателях информационного присутствия, внешних коммуникаций, цифровой инфраструктуры и фандрайзинга, исследователи составили индекс базовых цифровых компетенций НКО. Его среднее значение в 2023 году составило 2,2 балла из 10. Данные по каждому направлению разнятся. Например, НКО стали расширять присутствие в интернете, но не использовать все возможности онлайн-фандрайзинга.
В цифровых аутсайдерах оказались религиозные НКО, организации, занимающиеся жилищными вопросами, и те, кто не относится к социально ориентированным НКО. Цифровое лидерство закрепилось за благотворительными фондами и НКО, организациями, оказывающими социальные услуги. Чем организация больше, тем выше ее цифровые компетенции.
«За последние два года вдвое снизилось число организаций-аутсайдеров, вообще не прибегающих к цифровым технологиям: с 10 до 5%. Заметно увеличилась доля НКО, освоивших базовые навыки, например, создать чат для оперативной коммуникации с волонтерами, страницу организации в социальной сети или канал с новостями в Telegram», — заключает Ирина Мерсиянова.
Всероссийский опрос руководителей НКО провели в октябре — декабре 2023 года. Он основан на репрезентативной выборке по организационно-правовой форме и году основания организации, объем выборки — 975 организаций.
Посмотреть запись дискуссии «Как меняются цифровые компетенции российских НКО» можно здесь.