Министерство просвещения Российской Федерации разработало и разместило на сайте Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» методические рекомендации «Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».
Специалисты некоммерческой организации «Тьютор в инклюзии» ознакомились с новыми методическими рекомендациями. Они выделили тезисы, которые отвечают на вопросы, возникающие у родителей детей с ОВЗ и у общеобразовательных организаций (документ есть в распоряжении редакции).
Так, в сборнике содержится перечень нормативных актов, которые регулируют деятельность тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ и регламентируют порядок создания инклюзивной образовательной среды в образовательной организации. Все документы федерального значения. Благодаря этому их могут использовать в своей работе все регионы РФ.
Методические рекомендации также содержат положения о нормативном регулировании профессиональной деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. В частности, рассмотрены требования к образованию тьютора. К тому же в документе даны разъяснения о том, чем следует руководствоваться образовательным организациям в случае введения ставки тьютора в штатное расписание.
Помимо этого, в рекомендациях Минпросвещения приведены задачи работы тьютора в соответствии с тремя трудовыми функциями специалиста:
- педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), проектов;
- организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, ИОМ, проектов;
- организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, ИОМ, проектов.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ — это командная работа всех специалистов сопровождения. В методических рекомендациях определены рамки участия тьютора в составлении индивидуального образовательного маршрута для своих подопечных. А также роль тьютора в дальнейшей работе по сопровождению образовательного маршрута путем грамотной организации образовательной среды, адаптации материала в соответствии с возможностями и ресурсами обучающегося и взаимодействия с родителями и педагогическим коллективом в рамках проведения психолого-педагогического консилиума.