Как соревнуются утки
Поперек Большого Воронцовского пруда на воде — натянутые надувные боновые заграждения. Такие обычно используют при загрязнении водных поверхностей, чтобы ограничить распространение нефтяных пятен. Но сегодня боны образуют трассу необычного состязания – заплыва резиновых утят. С одного берега на другой, от пристани до пристани. На линии старта боны широко разведены, а к финишу на лодочной пристани на противоположном берегу они постепенно сужаются до ширины одной уточки. Иначе было бы тяжело подвести итоги заплыва, ведь уточки плывут очень медленно, под воздействием искусственно созданного течения – их подгоняет вода из пожарного шланга.
На обоих берегах столпились зрители и болельщики: несколько сот человек, в основном дети с родителями, пришли посмотреть на необычное зрелище. Чтобы выставить своего утенка на соревнование, нужно было внести благотворительный взнос. Если участники брали утенка в парке непосредственно перед заплывом, взнос составлял 300 рублей. Заранее и более дешево их можно было приобрести через интернет пакетами по три, пять, десять, двадцать или пятьдесят утят. Все утята были пронумерованы, чтобы их владельцы могли болеть именно за своего, и получить приз, если он окажется в тройке призеров.
На стартовой пристани установлен большой желоб, в который из семи больших коробок высыпают утят и тщательно перемешивают их руками. Наконец, желоб наклоняется, и утята ссыпаются в воду. На воде образуется огромное желтое пятно, которое под воздействием подаваемой из шланга воды начинает медленно дрейфовать в сторону противоположного берега. Мерно покачиваясь, утята плывут в сторону финиша. Часть утят невообразимым образов вдруг оказывается за боновым ограждением – то ли поднырнули, то ли перепрыгнули боны. Но находящиеся в лодках члены жюри возвращают беглецов на трассу.
Примерно через 10 минут после старта авангардный отряд приближается к финишному створу: здесь уже совсем узко, рядом могут уместиться лишь пара уточек. Из воды одного за другим судьи извлекают трех победителей и объявляют их номера: 1410, 2552 и 1041. Но зрители не расходятся, ведь приз достанется и самому последнему утенку и пятнадцати случайно выбранным из плывущей массы утятам.
История утиных заплывов
Заплыв резиновых утят как формат благотворительного мероприятия проводится во многих странах мира с конца 1980-х годов. Зарубежные заплывы порой принимают огромные масштабы – в них участвуют десятки и даже сотни тысяч резиновых уточек, плывущих по течению рек. Рекорд был поставлен 31 августа 2008 года в Лондоне, где в Великой британской гонке на Темзе участвовали 250 тыс. утят.
В России заплывы утят проводятся всего в третий раз: один раз в Санкт-Петербурге и вот уже второй раз — в Москве. Поскольку по количеству утят наши заплывы пока еще гораздо более скромные, вместо рек используют пруды, а течение создают искусственное, при помощи брандспойта. Инициатором российский утиных заплывов стал фонд «Навстречу переменам», а партнером по благотворительной деятельности и проведению выступила газета «Метро». Специальных уточек в большом количестве, чтобы хватило на несколько лет, фонд закупил в Германии год назад. Большинство уточек после заплыва забирают их «хозяева», но после прошлого года оставалось еще около 3 тыс. утят, часть которых и приняла участие в этом заплыве.
Кому поможет заплыв
Фонд «Навстречу переменам» поддерживает социальных предпринимателей, которые помогают детям и осуществляют детские социальные проекты. Фонд небольшой, в нем работает всего три сотрудника, и утиный заплыв — это главное фандрайзинговое мероприятие фонда. «Социальное предпринимательство – это понятие, которое у нас не очень широко распространено, и многие не понимают, что оно значит, поэтому мы говорим о поддержке смелых, амбициозных людей, которые придумали инновационное решение для какой-то детской проблемы, которую они выявили», – объясняет руководитель спецпроектов фонда Катерина Никитина. Среди получателей грантов фонда такие проекты, как книжный автобус «Бампер», «Лыжи мечты» Натальи и Сергея Белоголовцевых (уникальная программа реабилитации для детей с ДЦП), родительская организация «Я тебя слышу» из Санкт-Петербурга (программа реабилитации детей после проведения операции по восстановлению слуха).
Фото: Вадим Кантор