За время многолетней дискуссии о взаимодействии СМИ с некоммерческими организациями последние все чаще стали входить в поле зрения журналистов. По мнению заместителя директора Дирекции регионального вещания и спецпроектов Общественного телевидения России Марии Мокиной, НКО стали постоянным источником информации около семи лет назад, когда начали привлекать знаменитых людей к своей деятельности. «Знаменитости, звезды зацепили СМИ. Журналисты — циники, им нужен информационный повод, интересная личность, и они за этим пошли», — считает Мокина.
Директор информационного портала «Такие дела» Митя Алешковский напротив, уверен, что НКО до сих пор нельзя назвать источником постоянным источником информации для СМИ, ведь таковыми является очень маленький процент от общего количества НКО — «статистическая погрешность».
«К сожалению, наш опыт показывает, что когда мы общаемся с некоммерческими организациями и просим прислать хотя бы интересную информацию, делают это три с половиной калеки вместо обещавших ста, тысячи. Мы думали, у нас будет шквал релизов — ведь НКО везде кричат, что никто о них не пишет, но оказывается, все совсем не так. Сами НКО виноваты в том, что о них не пишут, ведь хорошие и профессиональные организации появляются в СМИ», — говорит Алешковский.
Как таковые некоммерческие организации редко попадают в поле зрения СМИ и вызывают интерес в основном как комментаторы «громких» информационных поводов — мошенничество, миграция, обезболивание пациентов, онкологические заболевания, научные прорывы в медицине и так далее. Журналисты идут за информационным поводом.
По мнению специального корреспондента «Радио России» Анны Киселевой, журналисты уже включили представителей НКО в пул экспертов, глубоко погруженных в непростые социальные темы, и ждут от них хорошего комментария и компетентности. Руководитель фонда может дать оценку тому, что происходит в целом в некоммерческом секторе и в сфере, которой он занимается. Иногда НКО становится единственным источником закрытой и интересной информации, отметили журналисты.
НКО интересны тем, что являются независимой структурой, которая не только говорит, но и делает, считает корреспондент «Новой газеты» Анна Бессарабова. Важную роль при выборе журналистом эксперта играет степень его информированности и ораторские способности, добавила журналист.
«Некоммерческие организации обладают уникальным знанием, которыми не обладает никто другой. Но они не понимают что отдать, когда и куда. А журналисты думают, что НКО — это только «поехать в детский дом», — говорит Митя Алешковский.
Некоммерческие организации могут привлечь внимание журналистов не только как эксперты или организаторы события. Они будут востребованы, если сумеют подать свою деятельность через личную историю, ведь аудитория неравнодушна к историям людей, говорит Мария Мокина. Однако нужно понимать, что тема благотворительности никогда не перевесит развлекательные темы, добавила эксперт.
Прежде чем пытаться наладить контакт со СМИ, некоммерческой организации нужно понять, какого эффекта она хочет достичь и какую цель преследует, выбрать подходящее издание и предоставить ему эксклюзивную информацию. Иногда достаточно размещения поста в социальных сетях, не обращаясь к традиционным каналам информации — телевидению, печати, радио. «То, что для вас является событием и информационным поводом, не обязательно является событием для СМИ», — подчеркивает Мокина.
Журналисты жалуются, что некоммерческие организации плохо понимают специфику их работы и не умеют общаться со СМИ: требуют согласовывать все материалы об организации, размещать информацию в неизмененном виде или убрать некорректные, по их мнению, высказывания. Представитель организации не должен говорить о том, за что он не готов ответить, напоминают эксперты в сфере СМИ.
«Каждый должен заниматься своим делом. Чтобы не задавать вопрос журналистам, как писать, возможно, нужно нанять специального человека или волонтера, который понимает, как это делать, налаживать коммуникацию. Я за то, чтобы каждый профессионал делал ту работу, которую он должен делать», — говорит учредитель фонда «Оживи мечту» Дарья Тинбуш.
Как большинство НКО некомпетентны в работе со СМИ, так и СМИ некомпетенты в работе с НКО, уверен Митя Алешковский. СМИ не понимают, каким образом работает НКО, они видят только результат их работы. В некоторых случаях эта стена уже рушится — некоторые телеканалы и издания, в том числе, Общественное телевидение России, готовы давать информацию о некоммерческом секторе.
Журналисты часто говорят о том, что эта информация не интересна аудитории, на нее нет запроса. Участники дискуссии опровергают эту точку зрения — сообщения о благотворительных фондах на телевидении имеют высокие рейтинги. Это связано с тем, что многие люди сами столкнулись с проблемами, которые решают фонды, например, болезнью близкого человека, нарушением своих прав.
Получив публикацию или упоминание в СМИ о своем событии, НКО могут столкнуться с тем, что название организации нигде не указано. Эту проблему давно обсуждают в некоммерческом секторе.
«Общественная палата работает над концепцией содействия развитию социально ориентированных НКО, где есть раздел «Повышение доверия», в том числе доверия со стороны СМИ. На обсуждении этой концепции с журналистами на форуме «Сообщество» в Екатеринбурге мы предложили снять барьеры для неупоминания названий НКО в СМИ. Однако экспертная группа заявила, что это несправедливо по отношению к СМИ, ведь «НКО с помощью СМИ отчитываются перед своими грантодателями. Пускай они за это платят», сказали они. К сожалению, это достаточно распространенное мнение», — рассказала директор Агентства социальной информации (АСИ) Елена Тополева-Солдунова.
Встреча в формате медиаклуба проходила во второй раз. Ранее на площадке медиаклуба «АСИ-Благосфера» Елена Тополева-Солдунова провела мастер-класс о том, как некоммерческим организациям найти общий язык с представителями власти и бизнеса.
Видеозапись паблик-ток «Какое дело журналистам до НКО?»
Фото: Вадим Кантор