Российские мамы уходят в бизнес, чтобы иметь больше времени на семью, а успех бизнеса во многом зависит от того, в какой пропорции предпринимательницы делит домашние обязанности с партнером.
Согласно результатам исследования, типичная бизнесвумен – это женщина 30-39 лет (68%), которая состоит в браке (79%) и имеет одного (41%) или двух (43%) несовершеннолетних детей.
По уровню дохода 75% бизнес-леди можно отнести к среднему классу. Лишь 8% опрошенных не испытывают никаких финансовых затруднений. Доля малообеспеченных среди них также невелика ― всего 10%.
Наиболее популярна среди предпринимательниц сфера услуг ― 62% опрошенных выбрали именно эту область для реализации своего бизнес-потенциала. 21% респонденток занимаются производством продуктов питания, украшений, игрушек и одежды. Еще 15% заняты в торговле, 2% открыли отели, рестораны и кафе.
70% бизнес-леди предпочли полностью сфокусироваться на развитии своего дела, остальные 30% совмещают предпринимательство с работой по найму.
Как правило, женщины регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых (41% и 22% соответственно), а более четверти респонденток (28%) ведут свою деятельность неофициально. Основная причина того, что женщины не регистрируют бизнес ― нерегулярный и небольшой доход от него (69%).
Главными трудностями при управлении своим делом предпринимательницы назвали выход на стабильную прибыль (45%) и организацию рекламы и продвижения (41%). Женщинам постарше сложнее всего следовать трендам и адаптировать свое дело под меняющиеся реалии (15% назвали это наиболее сложной задачей против 6% предпринимательниц до 30 лет). Самые молодые предпринимательницы чаще всего испытывают сложности при регистрации бизнеса (9% против 2% в возрасте 40+) и поиске поставщиков (13% против 4%).
«В этом исследовании мы подтвердили свою гипотезу: современным мамам-предпринимательницам очень часто не хватает знаний, чтобы сделать свой бизнес более успешным; причем из абсолютно разных сфер: финансов, юриспруденции, маркетинга. На всероссийской образовательной программе «Мама-предприниматель» мы как раз даем необходимые знания – правда, еще только будущим предпринимательницам, но именно от этой стартовой информации зависит, насколько удачно сложится их бизнес», – рассказала руководитель программы «Мама-предприниматель» от фонда «В ответе за будущее» Екатерина Лёвшина.
Большинство респонденток отметили, что при открытии своего дела полагались только на личные накопления (74%).
Ровно половина опрошенных ушли в предпринимательство, чтобы иметь больше свободного времени, однако лишь 15% мам удалось этого достичь. 32% женщин решили открыть свое дело, поскольку хотели реализовать интересную идею, а 31% стремились обрести независимость.
Когда мамы-предпринимательницы чувствуют себя успешными? 66% отметили, что успех для них – это реализация любимого дела через бизнес, 57% назвали одним из важных критериев успеха работу на пользу общества, 56% -– независимость и лишь 31% – финансовый результат.
В итоге почти две трети опрошенных мам-предпринимательниц назвали свое дело успешным (65%). При этом выяснилось, что именно они уделяют меньше времени и сил домашним делам. Кроме того, мамы-предпринимательницы, которые считают себя успешными в бизнесе, реже берут только на себя функцию воспитания детей (55% против 70%, которые не могут назвать свое дело успешным). В их семьях более распространен подход, при котором оба партнера уделяют детям одинаковое количество времени (18% против 10%).