Семинар прошел в Твери 12 мая на площадке «Точки кипения» Тверского государственного университета при поддержке благотворительного фонда «Константа» и Тверской региональной Ассоциации журналисток. Встречу провели координатор проекта «Все вместе за разумную помощь» ассоциации «Все вместе» Анжелика Иванова и председатель Женской Лиги журналистов и блоггеров Елена Рыленкова.
«СМИ и блогеры открыты для поддержки благотворительности, но не все умеют работать с темой. Дело и в правовых нюансах, и в форматах. Есть еще и этическая сторона, — рассказала председатель Женской Лиги журналистов и блоггеров Елена Рыленкова. — Мы представим реальные кейсы, расскажем, как избежать ловушек мошенников. Неважно, масштабное СМИ или прокачанный блог — все в равной степени могут быть уязвимы, если не понимают нюансов и не придерживаются правил разумной благотворительности».
В период пандемии COVID-19 существенно возросла вовлеченность россиян в благотворительность. По данным совместного исследования фонда «Нужна помощь» и компании Tiburon Research, в 2020 году в благотворительные организации жертвовали 74% российских интернет-пользователей.
По заказу Ассоциации «Все вместе» эксперты ВЦИОМ провели исследование. Выяснилось, что 81% респондентов лично участвовали в благотворительности. 76% жертвователей, как правило, не отслеживали, куда идут их деньги. Более того, согласно результатам исследования «Мошенничество в сфере благотворительной деятельности: проблемы правоприменения», проведенного Центром уголовно-правовой экспертизы МГУ, в России не представляется возможным установить точные размеры ущерба от мошеннических действий в сфере благотворительности. Это обусловлено высокой латентностью таких преступлений: о них не знают. Между тем, по данным исследования, одна лишь публикация в интернете может принести мошенникам до 3 млн рублей.
По данным другого опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в июне 2021 года, 57% опрошенных не знают, как отличить мошеннический сбор благотворительных средств от настоящего — они не могут идентифицировать мошеннические сборы. Именно этим пользуются псевдоблаготворители, и большие суммы уходят в теневой сектор.
Как результат, 41% не доверяют благотворительным организациям, действующим в России, а сложившаяся ситуация подрывает репутацию всего некоммерческого сектора.
«С 2017 года наша ассоциация работает над продвижением идеи разумной благотворительности и борется с мошенниками-псевдоблаготворителями. Важная часть этой работы — информационная кампания, которая, конечно, невозможна без участия средств массовой информации, — говорит член Совета ассоциации «Все вместе» Кира Смирнова. — Если мы хотим донести до людей в каждом уголке страны, как отличить мошенников от честных благотворительных фондов, как проверить, не фальшивый ли сбор на помощь больному ребенку, как отличается реальность от мифов о работе фондов, то сначала мы должны рассказать об этом журналистам».
Спикеры рассмотрели основные схемы мошенничества в благотворительности, принципы прозрачности НКО, познакомили участников семинара с Декларацией о прозрачности НКО проекта «Все вместе за разумную помощь» и Меморандумом о борьбе с мошенничеством в социальной рекламе в России. Проверка качества информации и репутационные риски стали отдельной темой для обсуждения.