Основная цель проекта — повышение уровня грамотности в области русского языка глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в вузах и колледжах Новосибирска и Новосибирской области, а также повышение уровня интеграции молодежи с нарушениями слуха в общество.
Многие глухие и слабослышащие люди обладают слабыми грамматическими и лексическими навыками в русском языке, в результате чего сталкиваются с рядом трудностей во время образовательного процесса. Уникальность проекта заключается в привлечении преподавателей со знанием русского жестового языка — основного средства общения глухих и слабослышащих людей. Это позволит участникам проекта беспрепятственно осваивать русский язык.
Грамматика русского жестового языка достаточно сильно отличается от грамматики русского языка, отмечает президент Сибирской ассоциации переводчиков русского жестового языка Ольга Варинова:
«Приведу простые примеры: частица ”не” в русском языке всегда стоит перед глаголом, а в русском жестовом — после. Вопросительные слова ”кто”, ”что” в русском стоят в начале предложения, а в русском жестовом — в конце. Подобных примеров много. Поэтому глухие люди, у которых русский жестовый язык — основное средство коммуникации, часто испытывают сложности в письме».
В ходе проекта будут организованы групповые и индивидуальные занятия по русскому языку с участием преподавателей, владеющих русским жестовым языком, и преподавателей без знания русского жестового, но с привлечением переводчиков. Планируется, что в проекте примут участие не менее 40 студентов.
Руководитель проекта — Валерия Гордиенко, переводчик русского жестового языка лаборатории русского жестового языка Института социальных технологий НГТУ НЭТИ. Проект реализуется при поддержке «Росмолодежь.Гранты».