Круглый стол «Результаты пилотных команд «Портаж» в рамках проекта «Вместе получится 2.0: помощь будущего детям с ТМНР в семьях и интернатных учреждениях» состоялся 22 ноября.
С марта по ноябрь 2024 года включительно в Екатеринбурге, Ревде, Первоуральске и Карпинске работали четыре пилотные команды специалистов. Они проводили занятия в семьях и в центре для детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации.
В проекте участвовали:
– Екатеринбургский реабилитационный центр для детей инвалидов, на базе которого прошел семинар, Екатеринбург;
– Карпинский детский дом-интернат, Карпинск;
– Дома ребенка Екатеринбурга, Ревды и Первоуральска.
На занятиях дети с задержкой развития и с ТМНР учились умываться и одеваться, пить и есть, сидеть, стоять и ходить, собирать конструктор, рисовать и резать, различать цвета, узнавать предметы, считать, рассматривать книжки, осваивали двигательные и познавательные навыки и навыков самообслуживания.
В ходе занятий происходит формирование и развитие речи, идет активная социализация. Дети начинают общаться и играть друг с другом и со взрослыми, знакомиться с окружающим миром,
выходят из своих палат и гуляют на улице.
Всего в развитии помощи по системе «Портаж» в 2024 году приняли участие 156 специалистов, 24 пилотные команды, 172 ребенка с ОВЗ и ТМНР и 79 родителей. Состоялось 1200 бесплатных консультаций для родителей и 16 700 бесплатных занятий для детей.
Отзывы специалистов по итогам работы в проекте:
«Мы впервые участвовали в таком проекте и о ”Портаж” до этого не слышали. Участие в этом проекте дало нам много практического материала. Приобретены новые знания, которые мы с большим удовольствием внедрили в нашу работу».
«Работа в проекте привлекла своей новизной и в то же время простотой».
«Опыт участия в проекте дал хорошие знания и практику применения материалов ”Портаж”, для того чтобы помогать детям отделения ”Милосердие” в развитии базовых навыков для дальнейшей жизнедеятельности».
«Методика ”Портаж” — это целая система обучения навыкам с пошаговой инструкцией. Чтобы добиться большой цели, мы ставили много маленьких целей, тем самым нам легче было заниматься с нашими детьми и достичь результата».
«Мы привыкли ставить большие цели и идти к ним, и результата приходилось ждать дольше, а с этой методикой ставишь маленькие цели — и результат виден сразу. Необходимо было перестроиться».
«Сложности возникали с правильной постановкой цели. Сначала была неуверенность в том, что что-то получится но мы справились. Командная работа, помощь куратора — все это помогало найти решение в сложных и спорных ситуациях».
Методика «Портаж» — простая универсальная технология индивидуальной работы с детьми. Эта педагогическая модель позволяет работать в разных условиях — с семейными детьми и детьми-сиротами от нуля до 18 лет с разными нарушениями здоровья, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Занятия могут вести специалисты разных специальностей и студенты-волонтеры. Заниматься можно на дому, в образовательных организациях, в детских домах, учреждениях соцзащиты и здравоохранения.
Несмотря на простоту метода, такая работа значительно расширяет возможности системы ранней помощи и позволяет добиваться результата даже в случаях, которые кажутся особенно сложными. «Портаж» используется по всему миру c 70-х годов XX века. C 2008 года методику начали успешно применять российские организации, а методические материалы «Портаж» легли в основу системы ранней помощи.
В пяти федеральных округах России при поддержке Благотворительного фонда «Димина мечта» сформировано 75 команд «Портаж». Сегодня можно говорить об уникальном опыте применения методики работы с детьми с тяжелыми нарушениями психофизического развития, которые считались бесперспективными и необучаемыми.
Проект «Вместе получится 2.0: помощь будущего детям с ТМНР в семьях и интернатных учреждениях» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.