Новости
Новости
05.11.2024
02.11.2024
01.11.2024
18+
Мультимедиа

Проекты года. ВЛАДИМИР ВАЙНЕР: социальные предприниматели и их «Дело жизни»

Агентство социальной информации открывает серию публикаций о новых проектах некоммерческого сектора, которые, по мнению редакции, станут знаковыми инициативами для сектора в 2016 году. Серию открывает интервью с сопродюсером кросс-медийного проекта «Дело жизни».

В Год российского кино стартовал национальный кросс-медиапроект о социальных предпринимателях России «Дело жизни». Проект основан на серии вдохновляющих короткометражных фильмов – историй о социальных предпринимателях нашей страны от первого лица. Девять федеральных округов России, 11 эпизодов фильма, 50 вдохновляющих историй социальных предпринимателей, один полнометражный документальный фильм. Каждый эпизод комментируют эксперты федерального и регионального уровней. Так задумали авторы проекта «Дело жизни».

Первый эпизод проекта «Дело жизни» получил название «Люди Севера». Он посвящен социальным предпринимателям Северо-Западного федерального округа и знакомит зрителей с социальными предпринимателями, которые выращивают иван-чай, создают ТОСы, организуют ежегодный джаз-фестиваль, дарят Северодвинску свой театр для детей и взрослых. Узнать о проекте «Дело жизни» и о том, как стать его героем, можно на сайте проекта.

О создании первого медиапродукта, меняющего отношение к предпринимательству, в интервью Агентству социальной информации рассказал сопродюсер проекта «Дело жизни», директор фонда Gladway Владимир Вайнер.

Откуда взялась такая идея — рассказать про социальное предпринимательство средствами кино?

Идея фильма вынашивалась несколько лет. Мы достаточно давно думали о том, чтобы сделать явление социального предпринимательства более понятным. Во многих странах мира социальное предпринимательство — это один из ключевых трендов развития социальной экономики как таковой. В России социальное предпринимательство развивается, но пока это небольшое число организаций. И все остается в рамках семинаров, встреч, конференций, форумов.

Вначале мы решили показать, что социальных предпринимателей больше, чем кажется на первый взгляд. В 2014 году мы запустили при поддержке фонда «Наше будущее» каталог «Социальное предпринимательство России», где попробовали собрать субъектов социальной экономики. Последний каталог вышел тиражом три тысячи экземпляров – и это по-прежнему немного для большой страны. Вопрос в том, как сделать тему понятной для миллионов людей. И мы стали решать эту задачу с помощью кросс-медиапроекта.

Вы подчеркиваете, что «Дело жизни» — первый национальный кросс-медиапроект. Что это означает?

Сегодня единственный инструмент, позволяющий выйти на уровень масс-медиа и работать с миллионами через эмоциональные вдохновляющие яркие образы, — это телевидение. Но при этом мы имеем в виду телевидение не в обычном формате, например, разовое ток-шоу или серия передач, а высококачественный телевизионный контент, который учитывает условия, в которых живут современные медиа.

И в этом вопросе объединились интересы и компетенции команд фонда Gladway и Лаборатории социального кино, которой руководит Никита Тихонов-Рау. Нам кажется, что такое кросс-медийное решение, построенное на телевизионном контенте, но выходящим далеко за его рамки, превращаясь в конструктор для любой коммуникации, позволит достичь изменений с точки зрения развития и продвижения социального предпринимательства.

Деталь проекта: каждый из региональных эпизодов фильма получает собственное прокатное удостоверение, и в Год российского кино может стать тем самым фильмом, который захочется показывать на всех экранах региона, и визитной карточкой развития территории за ее границами, и вкладом в идею создания отечественного кино с реальными героями, и так далее.

Как много историй вы планируете охватить в 2016 году?

В этом году мы хотим найти 50 социальных предпринимателей и сделать 50 понятных, вдохновляющих историй. Два года назад мы думали сделать книгу вдохновляющих историй, а сейчас поняли, что кино – это и есть книга, только она гораздо масштабнее и интереснее. Живая книга, в которой можно увидеть человека, посмотреть ему в глаза, послушать от него о сложностях, с которыми он сталкивается и их преодоление.

У вас есть какой-то определенный творческий подход к вашим героям: через какую призму вы будете на них смотреть?

Для нас важно, чтобы сюжеты были основаны на историях обычных людей, ставших социальными предпринимателями. Это может быть и благотворительный фонд, который предлагает платные услуги, и коммерческие фирмы, и ТОСы. Нас не интересует юридическая форма организации, нас интересуют люди, которые нашли решение социальной проблемы, значимой для региона, для социально незащищенной группы людей.

Мы считаем, что не стоит рассматривать предпринимателей исключительно как капиталистов, а социальных предпринимателей — как уникальных людей. Это обычные люди, которые нашли решение социальной проблемы, открыли бизнес и помогают другим людям. При этом делают это в режиме предприятия, построенного на бизнес-модели, не зависят от грантов, пожертвований, полностью работают за счет собственных доходов. Просто для них общественное благо приоритетнее личной прибыли.

Как вы находите истории социальных предпринимателей? Как выбираете, куда поехать и снять эпизод?

С одной стороны, поскольку мы ведем работу по составлению ежегодного каталога «Социальное предпринимательство России», у нас есть база данных по стране. Плюс есть специальный сайт soindex.ru, который собирает тех, кто самоопределяет себя как социальный предприниматель. Около 500 социальных предприятий зарегистрировались сейчас на этом сайте.

Мы смотрим, какие регионы в каждом федеральном округе наиболее проявлены с точки зрения реализации тех или иных программ в области поддержки социального предпринимательства. Например, в СЗФО это Вологодская и Архангельская области. Наличие таких программ и партнеров проекта позволило выбрать первую территорию для съемок — Архангельскую область.

Совместно с Архангельским центром социальных технологий «Гарант» и именным фондом Ольги Епифановой «Люди севера» мы искали таких героев, которые могли и хотели бы рассказать людям о своем деле жизни, хотели бы быть в кадре. На каждую позицию из четырех мы рассматривали порядка пяти вариантов. Мы рассчитываем, что и в каждом следующем эпизоде будет четыре-пять сюжетов, а в сумме получим 50 очень разных, отражающих специфику территории, но вдохновляющих каждого жителя страны, историй.

Как вы будете решать задачу выхода на ТВ-каналы со своим продуктом?

Если говорить о медийной части, то нам важны несколько элементов. Я уверен, что если бы мы продавали в качестве конечного продукта полнометражный документальный фильм, который будет готов к середине 2017 года, это бы не было большой задачей. Сопродюсер фильма — Никита Тихонов-Рау, который около десяти лет работает с центральными телеканалами, имеет большой опыт создания и размещения социального документального кино.

Но нам интересна более сложная задача: как сделать так, чтобы все эпизоды попадали на экран, а затем уже и итоговый полнометражный фильм. Сейчас мы ведем переговоры с разными телеканалами по созданию спецпроектов, в которых могли бы размещаться последовательно эпизоды, определенные тематические сюжеты. Кроме того, мы планируем участие во всех ключевых, знаковых событиях в регионах, которые тоже позволяют попадать в телеэфир через новостные выпуски, сюжеты, интервью с гостями, ток-шоу.

Перемещаясь по стране, вместе со съемками фильма мы предполагаем организацию показов, встреч, обсуждений и так далее. Например, в феврале первый эпизод «Люди севера» мы показали в рамках Красноярского экономического форума, форума «Проблемы социального предпринимательства» в Череповце, в рамках нескольких событий в городах от Южно-Сахалинска до Перми.

Владимир Вайнер и Никита Тихонов-Рау на одной из презентаций проекта. На экране - основатель фонда "Люди севера" Ольга Епифанова
Владимир Вайнер и Никита Тихонов-Рау на одной из презентаций проекта. На экране — основатель фонда «Люди севера» Ольга Епифанова

На ваш взгляд, о чем человек должен задуматься, посмотрев фильм? В чем ваше послание аудитории?

Два послания. Первый: «Я могу! Эти люди похожи на меня, моих знакомых, близких, соседей». Второй: «Я могу их поддержать. Я буду покупать товары и пользоваться услугами именно социальных предпринимателей».

Из наших героев два уже написали о том, как изменилась их жизнь после выхода фильма, появились новые заказы, новые партнеры, новый уровень бизнеса. Это интересная дополнительная история. Так и получается: с одной стороны, «я могу это делать», с другой — «я могу помочь тем, кто это делает».

Татьяна и Вячеслав Стародубцевы
Татьяна и Вячеслав Стародубцевы

Вячеслав Стародубцев, социальный предприниматель, создатель театра-студии «Премьер»

Для себя я понял, что делаем мы нужное дело, и рад, что представилась такая возможность о своем деле рассказать. Наш театр получил первый крупный заказ на новогодние представления для профсоюза градообразующего предприятия ОАО «Севмаш». Заключили договор с «Домом Корабела» (колыбель нашего театра бывший ДК им. Ленкома) и сыграли на большой сцене. Более 1500 зрителей увидели наши новогодние спектакли.

После съемок мы открыли новое направление работы — клуб любителей документального кино, огромное спасибо вам за подсказку и помощь. Вошли в федеральную сеть киноклубов, даже получили за работу по договору небольшую компенсацию от Минкульта. После первых встреч в клубе поняли — клуб будет жить, так как есть живые отзывы и благодарность людей.

И главное — сейчас в работе клуба появляются новые направления, готовим на базе клуба презентацию книги нашего путешественника А. Шаларева с показом фильма о походе по побережью Белого моря. Радует тот факт, что СМИ города поддержали проект открытия киноклуба. На сайте администрации города разместили анонсы мероприятия, три газеты и три канала ТВ осветили открытие клуба документального кино в городе Северодвинске. Вот видите, зерна упали на благодатную почву…

Где вы нашли средства на съемки первого эпизода? Это ваши собственные вложения?

Первый эпизод – это вложения четырех организаций: Лаборатория социального кино, фонда Gladway, центра «Гарант», именного фонда Ольги Епифановой «Люди севера». Мы специально сделали его как образец для всех последующих регионов и смогли предельно точно рассчитать расходы и необходимые ресурсы на каждый эпизод.

По нашему плану, как только мы находим регионального партнера, мы снимаем эпизод. Одновременно ищем генерального партнера на весь проект. Сейчас с несколькими регионами ведутся переговоры о подготовке съемок: Москва, Санкт-Петербург, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ и Дальний Восток.

Мы хотим снять эпизоды в девяти федеральных округах, плюс Москва и Санкт-Петербург. Получается, что каждый эпизод – визитная карточка региона или федерального округа. Из этих 11-ти эпизодов мы и сформируем один полнометражный фильм «Дело жизни».

Афиша первого эпизода "Люди севера"
Афиша первого эпизода «Люди севера»

Что лично вас больше всего удивило или затронуло в процессе работы над первым эпизодом фильма?

Я не работал раньше в качестве продюсера проектов, в основе которых лежит большое кино. Съемки, работа в съемочной бригаде стала для меня своеобразным открытием. Я знал, что это сложно, но не думал, что это настолько сложная деятельность.

Например, чтобы снять картинку (даже на 30 секунд), нужно закладывать как минимум полтора часа только на свет. А когда ты приезжаешь в северную деревню, где сейчас солнце, а через два часа уже сумерки, это особенная задача.

Для меня также стало открытием, как строится и сам процесс кинопродакшена, что в нем участвуют десятки людей. Над нашим первым эпизодом работали больше 20 высококлассных специалистов.

Каждому герою, я думаю, тоже было тяжело, когда его целый день снимают в разных локациях, подолгу разговаривают или даже просто ходят с оператором следом, чтобы потом из шести-семи часов съёмок вытащить пять минут, которые зритель увидит в эфире. Начинаешь понимать, насколько это особый, сложный, требующий высокого профессионализма труд. И когда видишь результат, то уже точно знаешь – мы сделаем все возможное, чтобы показать этот фильм максимальному числу людей.

Съемки сюжета про ТОС "Белое озерко"
Съемки сюжета про ТОС «Белое озерко»

Наверное, сюжет о ТОСе «Белое озерко» в деревне, отрезанной Северной Двиной от большой земли, оказался самым непростым?

Да уж, территориальное общественное самоуправление «Белое озерко» оказалось уникальным с точки зрения попадания туда. Огромная территория, осень. Нам многие говорили, что мы туда не доедем: «Северная Двина, нет мостов, паром, который не всегда ходит, погода может испортиться, река разольется, и тогда паром уже не пойдет, и нужно будет ждать, пока лед не встанет». Но мы все же доехали — это 500 км от Архангельска — чтобы снять этот сюжет.

Это важный сюжет, показывающий специфику развития социального предпринимательства в конкретном регионе. В Архангельской области много ТОСов, более 900! Нам важно было показать, что люди сами объединяются, сами ставят задачи и главное — достигают цели. Своими силами ТОС «Белое озерко» создал точку жизни и роста сообщества – появился музей, клуб, познавательный центр для детей и место встреч для взрослых, даже тренажерный зал.

ТОС "Белое озерко"
ТОС «Белое озерко»

Какие истории социальных предпринимателей вдохновили лично вас?

Мы пытались передать через кино детали северной жизни. Как эксперт, я принимал участие в съемках сюжета про социального предпринимателя Михаила Бронского, который полтора года назад стал заниматься производством иван-чая. До этого он делал много разных социальных проектов в городе. А это реальная история развития жизни уже не в городской среде, а в деревне. Жизни новой: насыщенной, богатой.

Итог для меня такой: мы все теперь пьем иван-чай (улыбается). Эту товарную категорию может позволить себе развивать достаточно много разных регионов на территории всей страны. Иван-чай, пожалуй, даже может сыграть свою роль в импортозамещении, и говорят, его раньше действительно экспортировали.

Съемки сюжета про Иван-чай и соцпредпринимателя Михаила Бронского
Съемки сюжета про иван-чай и соцпредпринимателя Михаила Бронского

Михаил Бронский, социальный предприниматель, производитель иван-чая под марками «Чудный чай» и «Бронский чай»

Не знаю, как другие герои, но я получил очень мощный заряд доверия и веры, одобрения от съемочной группы, а потом и от зрителей фильма, по факту ты понимаешь: отступать некуда, от тебя ждут примера, и это вдохновляет.

Конкретные результаты:
1. Я разработал новый фирмстиль и упаковку для иван-чая BRONSKI, от которых и я, и мои клиенты получают удовольствие.
2. Появились новые клиенты, а кто-то из них при встрече мне напоминает, что «радиус моего сердца 70 км» ))) (цитата из фильма), счастье людям приносить радость.
3. Благодаря фильму появилась вторая крупная точка продаж в Москве, всего на данный момент уже пять, но три из них небольшие.
4. Пришли партнеры, разделяющие моё видение проекта.

Уверен на 100 процентов, что проект «Дело жизни» обязал меня двигаться вперед к большим результатам!

Какой результат проекта «Дело жизни» вы будете считать самым главным?

Главный результат – чтобы появился такой субъект в экономике страны как социальное предпринимательство, чтобы не приходилось искать из сотен десятки, а чтобы в каждом субъекте, в каждом городе была своя карта социальных предприятий, где были бы сотни и тысячи компаний.

Чтобы из каждого миллиона зрителей хотя бы один процент подумал: «Я тоже могу!», чтобы один процент от этого процента дошел до создания такого бизнеса! Даже такой результат будет очень серьезным. А если благодаря этому проекту появятся новые целевые региональные программы поддержки социального предпринимательства, если в федеральных программах поддержки как малого и среднего бизнеса, так и некоммерческих организаций, появятся новые сервисы и ресурсы для социальных предпринимателей — будет здорово. Мы хотим выйти на аудиторию тех, кто, посмотрев фильм, может увидеть свое дело жизни.

И конечно, кроме кино, у нас еще много носителей и каналов в планах. Например, по итогам съемок будет издана книга с историями социальных предпринимателей, а возможно, появятся и приложения для современных девайсов. Сейчас проект рассчитан на два года, но перспективы мы видим на много лет вперед.

Фото предоставлено авторами проекта «Дело жизни»

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике