Эксперты и представители НКО говорят о том, что отбор грантополучателей стал более качественным и справедливым, а СМИ не без злорадства перечисляют организации, из года в год получавшие президентские гранты и оставшиеся без поддержки в этот раз. Что позволило сделать такой качественный рывок? В чем секрет успеха?
Я думаю, сказалось сразу несколько факторов.
Конечно же, политическая воля. Конечно же, люди, вовлеченные в процесс создания и реализации механизма отбора заявок, — эксперты, имеющие большой опыт работы именно с конкурсными процедурами, и лично гендиректор Фонда президентских грантов Илья Чукалин, который прекрасно знает сектор, работал по программе господдержки социально ориентированных НКО в Минэкономразвития, и отличается исключительной, железной принципиальностью. Сыграло свою роль и использование опыта операторов грантов прошлых лет. В итоге мы получили конкурс, в котором смотрели прежде всего на проекты, на то, насколько обоснованы и проработаны заявки, а не только на организации.
Среди победителей первого конкурса 2017 года много профессиональных и эффективных организаций, в том числе и те, которые раньше годами безуспешно добивались финансирования со стороны государства.
Меня особенно впечатлили проекты, направленные на улучшение инфраструктуры некоммерческого сектора, укрепление потенциала некоммерческих организаций. Это актуальный вопрос сегодня: много говорится о том, что без развития инфраструктуры невозможно качественное развитие сектора в целом и активное вовлечение НКО в оказание социальных услуг в частности. Например, у центра «Грани» была очень интересная программа развития ресурсных центров НКО, которую еще Минэкономразвития поддерживало, — очень хорошо, что она будет продолжена: на проект «Конструктор для новой деятельности ресурсных центров поддержки социально ориентированных НКО в регионах РФ» по итогам первого конкурса 2017 года выделено почти 10 млн рублей. Также среди победителей – «инфраструктурные» проекты «Юристов за гражданское общество» и Клуба бухгалтеров и аудиторов НКО, предусматривающие консультационную и методическую поддержку НКО в области права, бухучета и налогообложения.
Мне хотелось бы, чтобы стало больше НКО и проектов в сфере экологии. Другая важная тема — гражданское просвещение и образование. Если его не будет, то трудно ожидать развития гражданской активности, благотворительности и добровольчества. Поэтому хорошо бы, чтобы число заявок по этому направлению тоже возросло.
Экспертам, оценивавшим проекты, было из чего выбирать. Но, к сожалению, пока нельзя сказать, что уровень участников в целом очень высок – подавали много откровенно слабых заявок. Поэтому очень важно, как мне кажется, что у всех заявителей есть возможность получить обратную связь. Всем, кто не выиграл в этом конкурсе, говорю: не опускайте руки – исправляйте ошибки, дорабатывайте заявки и участвуйте снова.
И вот что еще важно — чтобы государство не только выделяло средства, но и создавало благоприятные условия, стимулировало негосударственных доноров, чтобы снизить критическую для многих НКО зависимость от бюджетных средств. Только в этом случае можно ожидать роста устойчивости организаций и всего гражданского сектора.