Особенный город
Начать стоит с нескольких слов о самом Норильске. Появись агентство в другом месте, его специфика могла бы быть другой.
Норильск — это особенный город, к которому часто применяют местоимение «самый»: самый северный, самый холодный, самый большой в Арктике… Без лишнего пафоса его можно назвать и воплощением идеи освоения Арктики. Геологические открытия, появление крупнейшего металлургического производства в условиях вечной мерзлоты, большие комсомольские стройки, начало эксплуатации Севморпути и т.д. Норильск был и остается одним из локомотивов экономики страны. Да и в отношении архитектуры и социального устройства этот город всегда считался одним из передовых, во всяком случае образцовым для заполярных территорий.

Но жизнь меняется, появляются новые требования к среде, город ждет новых сценариев развития, катализатором которых и должно, по замыслу, стать Агентство развития Норильска (АРН).
Трехсторонний меморандум об участии в работе агентства был подписан руководителями МО «город Норильск», компании «Норникель» и Благотворительного фонда Владимира Потанина в октябре 2016 года. Эти три стороны выступают учредителями АРН.
В апреле этого года Агентство развития Норильска было зарегистрировано как некоммерческая организация, а в мае фактически приступило к работе. Таким образом, в ноябре можно подводить первые промежуточные итоги.

Драйвер изменений
С самого начала первоочередными задачами АРН на 2017 год назывались набор команды, определение целей и формирование приоритетных направлений. В итоге были выбраны четыре направления работы: бизнес, девелопмент, развитие туризма и социокультурные проекты. Что касается команды, в СМИ активно рекламировался конкурс на замещение основных должностей в агентстве.
Главных критериев было два: соответствующая квалификация и проживание в Норильске. Так был сформирован коллектив в составе пяти человек во главе с Сергеем Панченко. О дальнейших шагах организации он рассказал Агентству социальной информации.
«Задача АРН — стать главным драйвером изменений в городе. В первую очередь это касается сервисной экономики, которая пока не очень развита в Норильске, — признается он. — Молодая семья, приезжая сюда жить и работать, зачастую не видит привычных для больших городов услуг, магазинов, кафе. Что особенно усиливается в «зимнем городе», где должно быть больше возможностей для проведения свободного времени».
А с точки зрения бизнеса это значит, что есть неудовлетворенный спрос на самые разные услуги. В числе своих задач агентство видит, во-первых, помощь бизнесу в определении этого спроса, во-вторых, развитие административных и финансовых инструментов для предпринимателей, которые позволят упомянутым услугам появиться на рынке.
Развитие бизнес-среды
Одним из таких инструментов должен стать франчайзинг. Сейчас ведутся переговоры с российской ассоциацией франчайзинга об открытии на базе АРН центра франчайзинга в Норильске. Это позволит предпринимателю, не выезжая из города, подобрать франшизу, получить правовую и маркетинговую консультацию, решить вопрос с финансированием.
К сожалению, пока в Норильске не работают многие даже базовые инструменты господдержки малого и среднего бизнеса. АРН сейчас ведет переговоры с банками, чтобы в городе появились финансовые программы, уже зарекомендовавшие себя в других местах.
Также речь идет об участии в программах нескольких государственных институтов и Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Например, ее сервис «Бизнес-навигатор» позволяет подготовить качественный бизнес-план, подобрать недвижимость, получить список возможных локальных поставщиков и даже подать заявку на кредитование по фиксированной процентной ставке, но в Норильске его пока нет.
«Задача развития бизнес-среды не решается и без качественного предложения коммерческих площадей. АРН создает электронный банк недвижимости для бизнеса. А также имеет интересы в сфере девелопмента и развитии городской среды, улучшении архитектурного облика города, содействие изменению внешнего вида существующей застройки, появление новых жилых и коммерческих объектов», — продолжает Панченко.

Итогом всех перечисленных аспектов работы должно стать появление комплексной программы поддержки норильского бизнеса.
Не фонд
Говоря о первом социальном эффекте от работы агентства, его глава отмечает, что у кого-то могло сложиться ощущение, что АРН — это некий благотворительный фонд, выделяющий деньги и ресурсы на поддержку тех или иных организаций.
«Это не так. Свою задачу мы видим в разработке системных механизмов для успешной работы бизнеса. А уже его работа будет способствовать развитию Норильска в целом», — подчеркнул собеседник АСИ.
Важнейшим пока итогом работы АРН для социального развития Норильска он назвал проведение в августе этого года первой стратегической сессии, призванной очертить «горизонты развития» города. В ней приняли участие не только городские руководители, но представители «Норникеля», различные эксперты, предприниматели, общественники.

По ее итогам были обозначены основные городские тренды, обсужден целый ряд инициатив. Собравшиеся впервые попытались заглянуть в будущее Норильска вне рамок формальных административных документов в ходе широкой общественной дискуссии.
«Это был важный опыт для города и агентства, — отмечает Панченко. — Поэтому мы планируем проводить форсайт-сессию ежегодно в период бюджетного планирования с целью построения видения будущего и синхронизации усилий на уровне бюджета агентства и городского бюджета».
Сотрудничество с НКО: планы и намерения
О большинстве планов агентства, в том числе в социальной сфере, пока можно говорить лишь в будущем времени. Поэтому при обзвоне многих общественных организаций Норильска из списка на официальном сайте города мы чаще всего слышали, что о работе АРН они не знают или знают, но сотрудничать еще не приходилось.
«У нас уже есть контакт с агентством и определенные задумки по совместной работе в плане благотворительности. Но если говорить о каких-то больших совместных проектах, я надеюсь, они впереди», — заявила АСИ председатель фонда «Территория добра» Наталья Солодовник.
Она верит, что, благодаря АРН, Норильск станет местом, привлекательным для жизни, работы и досуга, исчезнет синдром «временного проживания», будут реализованы креативные проекты, раскрывающие не только индустриальный потенциал города.
«Сами с нетерпением ждем начала активной деятельности агентства», — сказала АСИ директор фонда «69 параллель» Екатерина Галайда.
Не сотрудничают с АРН, но собираются и в Молодежном совете города во главе с Олегом Новиковым.
«В городе существуют десятки некоммерческих и общественных организаций, было бы неплохо агентству объединить их для решения общих задач», — предложил он.
Руководитель Ассоциации норильских дизайнеров (АНОД) Александр Александров сообщил о проекте «Норильские цитаты». Это линейка футболок с цитатами, отражающими характер норильчан. Проект был запущен без участия АРН, но сейчас обсуждается сотрудничество.
Представители нескольких организаций города отметили, что о работе нового института развития узнают лишь из новостей по телевизору и вот сейчас, от журналиста федерального издания. Руководитель Норильского клуба туристов «Таймыр» Виталий Лежнев заявил АСИ, что пока не заметил пользы от АРН.
«Слышали: есть такое агентство, вроде что-то собирается делать. Но к нам никто не обращался. Хотя мы имеем большой опыт работы и могли бы помочь консультациями».
На это Сергей Панченко отвечает, что у АРН нет задачи «заменить собой туроператора». Агентство не формирует собственный продукт, а лишь оказывает поддержку турбизнесу.

А ключевой туристический объект для Норильска — это плато Путорана.
«Многие норильчане никогда не были на озерах, расположенных на плато. Это привлекательно и для иногородних, — рассказывает Панченко. — А ключевые проблемы организации таких поездок — слабая жилая инфраструктура и дорогая транспортная схема».
По словам главы АРН, впереди много дел: предстоит создать концепцию туристического кластера, помочь существующему бизнесу дорасти до уровня региональных туроператоров и в целом помочь формированию понятного для отрасли туристического продукта. На сегодня в городе нет даже визит-центра, а в других городах России не знают, что в Норильске в принципе есть туризм.
Образ будущего
Как рассказал АСИ председатель городского совета депутатов и член правления АРН Александр Пестряков, пока комплексной оценки работы агентства не проводилось. Промежуточные итоги планируется подвести в начале 2018 года. В частности, тогда будет проведен социологический опрос о том, чем должно заниматься АРН и ощутили ли люди уже какие-то положительные сдвиги после его появления. Однако реальную отдачу, по оценке нашего собеседника, жители почувствуют только через пять-семь лет.
«Но это не значит, что говорить не о чем. Работа АРН стартовала, она многогранная, сложная, трудоемкая и уникальная для Норильска. Агентство ведет сразу несколько направлений. Городские власти и руководство компании «Норникель» заинтересованы в создании комфортной бизнес-среды, стимулирующей к развитию. Сегодня для развития Норильска нужны новые креативные подходы, способность выйти за рамки стереотипов, участие жителей в обсуждении и решении городских проблем», — говорит он.

По мнению Пестрякова, агентство должно сосредоточиться на комплексном развитии городской среды, которое в мире называют «умным городом».
«Мне, как норильчанину, хочется, чтобы сюда приезжали новые жители и в то же время не уезжали те, кто живет здесь сегодня. Чтобы Норильск рос и развивался. С позиции представителя органа местного самоуправления хотелось бы, чтобы наша будущая практика по благоустройству дворовых территорий, созданию общественных пространств, развитию туристического кластера, в том числе с привлечением частных инвестиций в рамках муниципально-частного партнерства, была признана одной из передовых в России», — добавил он.
По словам Сергея Панченко, АРН вряд ли стоит позиционировать как модель по управлению городскими инициативами в любом регионе. Однако экстраполировать этот опыт на моногорода, которых в нашей стране около 300, можно.
«К сожалению, сегодня во многих моногородах центрозависимая система, где есть только градообразующее предприятие, а все остальное — не важно. Наша модель предусматривает примерно равное участие городских властей, градообразующего предприятия и бизнес-сообщества, — поясняет он. — И прежде всего, наш опыт подойдет, думаю, для северных территорий».
Похожие институты развития
В России уже почти 20 лет, с 1999 года, действует Агентство городского развития в Череповце Вологодской области. Однако, по словам Сергея Панченко, его работа в Норильске напрямую не копировалась.
«Безусловно, мы знаем о них, — пояснил он. — Но задача брать их в качестве единственного образца передо мной не ставилась. Общее у нас то, что и в Череповце, и в Норильске для развития города объединились муниципальная власть и градообразующее предприятие. И мы с интересом смотрим, например, на их планы по индустриальному парку. Но все-таки ситуация у нас разная. Они работают уже много лет. И там средняя полоса, тут — север. Если говорить об обмене опытом, мы смотрим везде понемногу, но все-таки в большей степени — на условия, сходные с нашими: отдаленность, малонаселенность, деятельность в условиях крайнего севера. В этом смысле нам ближе работа Корпорации развития Дальнего Востока».
Агентство городского развития в Череповце было учреждено компанией «Северсталь» и мэрией. Как и в Норильске, здесь была поставлена задача улучшить социально-экономическую ситуацию в моногороде прежде всего за счет поддержки малого и среднего бизнеса.

Один из самых масштабных проектов «АГР» — индустриальный парк «Череповец», где разместятся частные производственные фирмы разного профиля. 2013-2014 годы ушли на формирование идеи проекта (как и в случае с АРН, от идеи до воплощения проходит немало времени). Строительство инфраструктуры началось только в 2016 году. Ввод в эксплуатацию первых производств намечен на 2018-2020 годы.
Корпорация развития Дальнего Востока также называет своей целью формирование комфортных условий для ведения бизнеса на подведомственной территории, привлекает инвестиции, создает для предпринимателей дополнительные возможности для роста.

Таким образом, Норильск, с одной стороны, следит за лучшими практиками, но с другой — ищет свой путь, опираясь на региональную специфику и нужды жителей своего города.
На старте своей деятельности АРН намерена сфокусироваться на 12–15 проектах в разных сферах. Также и сроки реализации у них разные. Среди перспективных планов на 2018 год — начало программы модернизации жилищного фонда, разработка новых туристических маршрутов, реализация фестивального проекта, организация встреч с внешними инвесторами, взаимодействие с фондом развития моногородов и агентством стратегических инициатив, запуск программы архитектурной поддержки в городской среде, а также различные программы краудфандинга и новых форматов банковского кредитования.