Многие дети с физическими особенностями и ментальными нарушениями вынуждены на постоянной основе пребывать в специализированных социальных учреждениях, так как должны находиться под постоянным присмотром. Однако это приводит к тому, что ребята из детских домов-интернатов часто оказываются не способными к адаптации к самостоятельной жизни, не имеют важных социальных навыков. Одним из способов решения этих проблем можно назвать тренировочные квартиры. Что это?
Тренировочные квартиры — это обустроенные жилые помещения, в которые воспитанники учреждений приходят для обучения бытовым навыкам: самым обычным и самым при этом востребованным и значимым.
К примеру, в детском доме им рассказывали о том, как готовить разные блюда, но самостоятельно с первого раза сварить борщ вряд ли у кого-то получится.
Чтобы в будущем они смогли начать самостоятельную жизнь после выпуска из учреждения, они учатся «быть взрослыми»: постепенно, шаг за шагом осваивая то, что нужно уметь и знать каждому человеку.
Обучение на практике
Одно из направлений деятельности фонда «Образ жизни» — оказание помощи учреждениям в создании подобных специализированных помещений. На данный момент фонд поддерживает деятельность нескольких тренировочных квартир: при Обнинском реабилитационном центре «Доверие», при Уваровском детском доме-интернате в Московской области.
Как организована работа
В Обнинске, например, каждые два месяца меняется группа из восьми воспитанников, посещающих тренировочную квартиру. Здесь ребята учатся по специальной программе, предполагающей обучение бытовым навыкам: убирают помещения, стирают, поддерживают личную гигиену и готовят. Последнее, исходя из опыта, для них самое сложное, так как предполагает сразу несколько действий. Порой им довольно трудно запомнить не только последовательность приготовления того или иного блюда, но и удержать в голове все ингредиенты. Безусловно, обучение проходит при сопровождении воспитателей.
В двухкомнатную квартиру недалеко от детского дома-интерната в Уваровке Московской области регулярно приходят семь воспитанников. Они любят делиться своими достижениями: с удовольствием рассказывают о новых рецептах, планах на будущее, о своих личных победах.
Почему такая квартира оказалась необходимой для выпускников детского дома? Показательна история одного из них. Сережа знал, как сварить макароны, как убраться, но все это существовало только в теории. Когда он начал вести самостоятельную жизнь, то столкнулся с трудностями: ему нужно было сделать то, что в его голове существовало все время как четкая инструкция к действиям, но не было приобретенных навыков. Тогда было решено организовать индивидуальное обучение, но такой формат не предполагал социализацию.
Сейчас в квартиру в многоэтажном жилом доме приходят для того, чтобы как раз не повторить тот печальный опыт, чтобы научиться базовым бытовым вещам и обрести шанс на успешное вхождение в самостоятельную жизнь вне стен учреждения.
Цель создания тренировочной квартиры именно в успешной социализации детей.
В Обнинске квартиру посещают дети с нарушениями развития, которые живут в семьях.
В Уваровском детском доме-интернате воспитанники пребывают в учреждении на постоянной основе и приходят на тренировочную квартиру в определенные дни на несколько часов. По словам директора учреждения Алексея Дмитриевича Захарочкина, допуск к самостоятельному проживанию воспитанников — это огромная победа для всего коллектива организации. Сейчас в детском доме-интернате находятся 322 ребенка и только 10% из них имеют шанс на выпуск из учреждения, так как здесь пребывают дети с тяжелыми нарушениями здоровья.
Создание тренировочной квартиры – дело, требующее решения множества проблем. Помимо того, что квартиры нужно оборудовать всем необходимым, базовая основа — это профессиональные кадры. Как важно найти грамотного специалиста в работе с детьми и молодежью с нарушениями развития!
Другая проблема — это налаживание внешнего взаимодействия. Эта проблема требует решения на государственном уровне.
Преодоление стигматизации
По моему мнению, в стране должна пройти большая информационная кампания по инклюзии. В нашем обществе до сих пор присутствуют напрягающие моменты стигматизации, которые надо снимать.
Во-первых, многие считают, что люди с особенностями развития находятся в закрытых учреждениях, потому что опасны, потому что психические заболевания всегда приносят какой-то урон окружающим, потому что это страшно, потому что с ними нельзя взаимодействовать.
Во-вторых, всё, что не похожее, некрасивое, непонятное и не такое, как у всех нас, всегда находилось очень далеко от центров и плюс всегда было за высоким забором.
Безусловно, для того чтобы приподнять этот занавес и начать выводить этих людей в общую среду, организуя сопровождаемое проживание, государству нужно было проделать огромную подготовительную работу в течение трех лет. К сожалению, подобный шаг не был сделан, а существующая на сегодня сеть инклюзивных практик не способна сама по себе создать такой эффект, чтобы изменить ментальность и привычек людей.
Из-за этого большинство тренировочных квартир сегодня сталкивается с большими проблемами, среди которых: неприятие общества, сложности адаптации и отсутствие внешнего контакта с другими людьми.
Что делать
На мой взгляд, любому учреждению, решившему организовать тренировочную квартиру, нужно придерживаться сегодня определенного плана.
Так, обязательно нужно заложить адаптационный период не менее года, пока жители привыкнут к воспитанникам социальных учреждений и наоборот. Это время достаточно сложной и кропотливой работы с внешним миром, с целым сообществом. Поэтому тут важно выделить несколько направлений.
Информирование
Людям, в чьих подъездах или домах собираются открыть тренировочные квартиры, должны рассказать о тех, кто будет приходить сюда, какие у них заболевания, чем они опасны, как с ними взаимодействовать и как быть в экстренной ситуации. Необходимо снять напряжение, которое возникает из-за незнания.
Взаимодействие
Можно организовать совместный досуг: сделать какое-то общее полезное мероприятие, пикник или праздник. Сначала это устраивает тренировочная квартира для сообщества, чтобы люди смогли познакомиться и узнать друг друга получше. Следующее событие готовится совместно. Праздников можно придумать сколько угодно, можно провести его во дворе, в дачном товариществе или в поселке.
Также это может быть какой-то удобный сервис, который предложат люди, организующие сопровождаемое проживание. К примеру, в Ленинградской области мы помогали делать керамическую мастерскую, в которой как раз занимались ребята из тренировочных квартир. Чуть позже сделали посещение мастерской доступным для всех. В результате все перезнакомились, перестали бояться друг друга. Поселок тоже остался в выигрыше: получил профит в виде студии дополнительного образования, которой у них не было и не появилось бы, если бы не было дома с сопровождаемым проживанием. Соответственно, можно подумать над другими разновидностями подобного сервиса. На мой взгляд, это прекрасная площадка, где сглаживаются даже самые острые моменты.
Специфика тренировочной квартиры при Уваровском детском доме-интернате в том, что это служебный дом. В нем живут люди, которые представляют себе, что это за дети. Кроме того, Уваровка — маленький поселок, и детский дом, можно сказать, является градообразующим предприятием. Для выстраивания внешнего взаимодействия фонд «Образ жизни» планирует сделать ремонт подъезда, где находится тренировочная квартира. Квартира на первом этаже, а подъезд — общая территория, и если нам удастся покрасить стены и сделать поручни, то жильцы увидят, что и у них что-то изменилось в лучшую сторону. А помогли этому приходящие в квартиру воспитанники детского дома-интерната.
Научиться просто принимать
Знакомство общества с особенными людьми — это очень непростой путь, но он необходим. Нужно помочь понять и принять какие-то сложные моменты: эстетические, психологические. Осознать, что жизнь очень непостоянна и сложна.
Сегодня ты можешь быть здоров, счастлив и красив, а завтра у тебя может начаться рассеянный склероз. Никто из нас не застрахован от этого.
Надо научиться справляться с тревогой, сложностями и вызовами времени. Поэтому так важна сегодня информационная поддержка со стороны государства: необходимо сформировать более мягкое и доброжелательное отношение к людям с нарушениями развития.
Надо научиться просто принимать их, не относиться негативно. Этого уже будет достаточно для того, чтобы можно было менять социальную сферу, делать ее более эффективной и поддерживающей всех граждан нашей страны – всех, без исключения. Это и есть справедливость.