Пять лет назад 60-летняя жительница Магнитогорска основала в городе движение серебряных волонтеров. Женщина сколотила команду из активных пенсионеров, а в 2018 году сообщество получило статус регионального центра подготовки добровольцев 55+. Римма Хаялиева рассказала АСИ, как и почему старшее поколение помогает людям.
До того, как основали добровольческое движение, у вас был опыт волонтерства?
У меня был опыт организаторской работы в комсомоле. И сейчас, окунувшись в волонтерство, я как будто вернулась в свою комсомольскую юность.
Бурная волонтерская деятельность началась с Олимпийских игр в Сочи. Увидела в местной газете объявление о том, что осталось три дня до конца набора волонтеров-горнолыжников для олимпиады. А я обожаю горнолыжный спорт!
Позвонила по указанному номеру и говорю: «Я, наверное, старовата для волонтера?»
К моему удивлению, звонку были рады. И вскоре я поехала добровольцем — встречала, провожала команды спортсменов, оказывала посильную помощь.
Там познакомилась с такими же возрастными помощниками из-за границы. Они поделились, что давно так путешествуют, участвуют в различных мероприятиях. А в России «серебряное» волонтерство только зарождалось.
Меня так вдохновила эта поездка! Я преподавала в профтехучилище, выйдя на пенсию в 2016 году, сразу для себя решила: буду заниматься тем, что мне больше всего нравится.
Как нашли единомышленников?
Много ездила по организациям, в больницы, банки, трамвайное депо и везде, где было большое скопление людей, рассказывала, что такое волонтерство. Благодаря полученному опыту чувствовала себя уверенно, мне было что рассказать и показать.
Договорилась даже с энергетической компанией и на обороте квитанции бесплатно разместили мое объявление. Поддержали председатель городского совета ветеранов Александр Макаров и директор Дворца спорта имени Ромазана Петр Бибик — мой бывший комсомольский руководитель, который предоставил помещение для собраний волонтеров. Сначала это был небольшой угол со столом, а теперь у нас полноценный штаб.
На первое собрание пришли 40 человек, осталось — 14. Из них многие до сих пор в команде работают. Сейчас только в Магнитогорске нас 138. Самому возрастному добровольцу 78 лет. До него самым пожилым волонтером был 81-летний мужчина, к сожалению, он умер.
Вообще принято, что «серебряными» называют волонтеров 55+, вышедших на пенсию. Но есть люди 40-50 лет, которые хотят волонтерить и к молодежи уже не относятся, поэтому мы их тоже берем. Они более продвинутые, в интернете разбираются, лучше владеют компьютером. Мы их на всю катушку задействуем. Самому молодому — 42 года.
Сложно было собрать команду?
Да. Поначалу было сложно завлечь людей, приходилось долго объяснять, чем мы будем заниматься.
Потихоньку «серебряное» волонтерство удалось развить, один за другим люди потянулись. В меня поверили, также власти города повернулись к нам лицом: экипировку пошили, начали помогать.
Полной неожиданностью стала победа в федеральном грантовом конкурсе «Молоды душой», благодаря которому открыли центр. Наш успех во многом зависит от поддержки. Когда нашли ее у Министерства социальных отношений Челябинской области, стало гораздо легче работать.
Мы получили возможность создавать сообщества в муниципалитетах при комплексных центрах социальной защиты населения (КЦСОН). Министерство помогло нам сформировать пять кустов из 50 территорий.
С активом ездили туда, рассказывали о нашей деятельности, увидели заинтересованность. Радует, что большинство сообществ активно участвуют во всех делах, не отсиживаются молча. Сейчас «серебряное» волонтерство у всех на слуху.
Вот только не могут придумать, какие рычаги мотивации сделать. К примеру, для волонтеров-школьников и студентов насчитывают волонтерские часы, баллы при поступлении в вузы. В портфолио работодатели смотрят — если был волонтером, значит организован, доброжелателен, хорошо вольется в рабочий коллектив.
Что делают волонтеры?
Особенность нашего движения в том, что волонтеры, будучи на пенсии, могут применить свои профессиональные навыки. К примеру, Татьяна Гордина — врач высшей категории. Она стала куратором направления «Волонтеры-медики». Много лет не работала и вот вновь окунулась в свою стихию.
Мы приходим в КЦСОН, рассказываем, что такое волонтерство, а затем Татьяна Юрьевна читает лекции о профилактике инсульта, сахарного диабета, вакцинации и не только.
Волонтеры-педагоги у нас занимались бесплатно репетиторством с детьми из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Помогали подтянуть знания. Бывшие работники культуры — вообще у нас на вес золота, постоянно придумываем какие-то акции, проекты.
Библиотекарь с 40-летним стажем Наталья Калугина приходила в детскую больницу и знакомила пациентов с произведениями известных авторов.
Был еще проект «Бабушка на час». В реабилитационном центре во время семинаров для родителей, волонтеры присматривали за детьми. Также навещали подопечные семьи, если маме нужно было куда-то отлучиться. Сейчас дети подросли и необходимость эта отпала.
Запустили акцию «Доброе варенье» — наши садоводы достали из закромов баночки, красиво их оформили и передали в соцучреждения.
В городе много одиноких пожилых людей. Хотим взять над некоторыми шефство. У них есть соцработник, но он свою работу сделает и уходит, а пожилым ведь общение нужно. Есть задумка назвать проект «Поговори со мной». Скоро познакомим с волонтерами, которые будут их курировать.
И пятилетний юбилей движения отметили неделей добрых дел. К примеру, связали специальные костюмчики для недоношенных малышей из перинатального центра, устроили праздник ребятишкам из детдома и тоже вручили им вязанные носочки, варежки.
Как принимаете в свои ряды новобранцев?
У нас есть правило: желающему волонтерить сначала даем возможность попробовать себя в деле, поработать 15 часов на мероприятиях.
Добавляем его в чат, который называется «Серебряная болтушка», и обязательно прикрепляем к нему наставника.
Если человеку комфортно, он окончательно понял, что волонтерство ему подходит, то остается.
Не задерживаются злобные, ехидные, с «короной» на голове.
Мы либо ее снимаем, либо они уходят, но это малый процент. В основном в волонтеры идут позитивные люди.
А еще какие они, ваши «серебряные» волонтеры?
Так сложилось, что большинство волонтеров у нас — женщины, средний возраст 63-65 лет. Вышла на пенсию, думает: «О, здорово, наконец-то буду отдыхать, в театр ходить, вязать начну, с внуками водиться». На это ведь раньше времени не хватало.
Проходит, допустим, пять лет. Она понимает, что внуки подросли. Она уже навязалась, настряпалась и настолько невыносимо быть в четырех стенах, особенно если живет одна. А ведь еще полна сил, у нее богатый жизненный и профессиональный опыт, хочется общения, делиться добром. И вот тянутся к нам, как мотыльки на свет.
Мне легко с ними работать, настолько ответственные и стрессоустойчивые – все-таки жизнь прожили. Как руководитель могу лишь проконтролировать задание, знаю, что все сделают четко, никто не подведет.
Как находите к ним подход? Все-таки это взрослые люди со сформировавшимся характером.
Не скрою, порой бывает непросто. Это ведь не молодежь, которую можно как-то пожурить.
Кто-то много лет был чиновником, начальником, а кто-то простым работягой. И тут не скажешь: «Ша, закройте рты и слушайте меня!» Здесь к каждому приходиться подбирать индивидуальный подход. Все только через понимание, доброжелательность.
Иногда бывает такое состояние, когда хочется все бросить, эмоциональное выгорание, усталость. Потом вспоминаю, как у нас команда по крупицам складывалась. Ну разве могу их бросить? В этом году главную задачу поставила — активизировать «тихие» муниципалитеты, подключить новые.
Что дает вам волонтерская работа?
Она дает огромную возможность поучаствовать в различных значимых мероприятиях, поездить по стране.
За шесть лет побывала в Санкт-Петербурге, Сочи, Тюмени, Красноярске, Южно-Сахалинске, Иркутске, Казани и других городах, в которые бы никогда не собралась.
Плюс везде обретаешь множество единомышленников, друзей. У «серебряных» волонтеров глаза светятся совершенно по-другому, как будто крылья вырастают.
Еще говорят, что волонтерство продлевает жизнь…
Вы не поверите, приходят иной раз новобранцы и жалуются: «Ой, вот ноги, руки болят, давление замучило». А я всегда им говорю: «Начните делать добрые дела — это вам вернется в виде здоровья и хорошего настроения».
Начинают волонтерить и забывают о своих болячках. Люди меняются в лучшую сторону, улыбка с лица не сходит. Видимо, действительно энергетика, добро, которыми делимся, возвращаются сторицей.