Сегодня организации культуры все чаще включают в свою работу создание социокультурных проектов. Однако не всегда результаты этих проектов соответствуют ожиданиям. Где-то не хватает компетенций, ведь здесь важен опыт проектной деятельности, где-то не хватает ресурсов, а где-то становится важна отчетность, а не полученный эффект.
В этом тексте сформулированы некоторые важные этапы, на которые стоит обратить внимание при создании социокультурного проекта и которые могут помочь тем, у кого мало опыта.
Провести исследование и определить «боль» аудитории
Социокультурный проект обычно направлен на решение какой-либо социальной задачи посредством культуры, поэтому в самом начале важно выявить и сформулировать ту проблему, «боль» конкретной аудитории, которую проект будет решать.
Для этого важно провести исследование или анализ аудитории. Поговорить с посетителями организации, с представителями местного сообщества.
Понять, кто эти люди, чем они живут, что их интересует, что волнует, в чем они нуждаются.
На основе проведенного исследования можно определить и подробно описать целевую аудиторию – для кого будет создаваться проект. Чем конкретнее будет сформулирована эта аудитория – тем лучше. Например, проект создается для трудных подростков, или для пожилых, или для людей с инвалидностью, или для семей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Можно обратиться в некоммерческие организации, которые работают с выбранной аудиторией. Кстати, сотрудники таких организаций тоже могут рассказать полезное о потребностях их подопечных, а им самим об этом проекте.
Сформулировать четкие цели и задачи, чтобы получить лучшие результаты
«Умная» постановка целей не только упростит процесс реализации проекта, но и впоследствии поможет для оценки результатов. К тому же понадобится для защиты проекта на конкурсах грантов или на презентациях для потенциальных партнеров. Целей может быть несколько, и они могут быть связаны в том числе с имиджевыми задачами организации, с привлечением новой аудитории или партнеров.
Для эффективной постановки целей существуют разные методы, информацию о которых можно найти в интернете.
Один из самых популярных – метод S.M.A.R.T., при котором цели расписываются подробно по определенным критериям: конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность по времени. Этот метод позволяет реальнее взглянуть на ресурсы и конкретнее просчитать результаты.
Фото: Afif Kusuma / Unsplash
Продумать формат проекта так, чтобы аудитории было комфортно и интересно
На этапе разработке концепции проекта важно найти форматы и инструменты, которые лучше подойдут для решения поставленных задач и будут удобны и привлекательны для аудитории. Поэтому здесь нужно опираться не только на ресурсы организации, но и на потребности самой аудитории (поможет начальное исследование).
Например, если это инклюзивная лаборатория, направленная на социализацию детей с инвалидностью, — как ее организовать так, чтобы участникам было комфортно и интересно. Здесь нужно подумать и про доступную среду, и про методику (что и как участники будут делать), и про компетентность сотрудников, задействованных в проекте.
Социокультурный проект всегда направлен на достижение конкретной цели, он имеет чёткую протяжённость во времени, то есть у него есть начало и окончание, а все действия по реализации должны быть взаимосвязаны между собой.
Практика разработки и реализации социокультурных проектов у Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) имеет длинную историю. И со временем мы заметили одну проблему — зачастую в библиотеках проектом называют любое направление деятельности или новую форму работы. Именно поэтому в программу учебных курсов нашего методического центра мы включили лекции по проектной деятельности.
Составить подробный план и рассчитать ресурсы
Следующий важный этап – составление плана со сроками и затратами. Как показывает практика, чем подробнее план, тем меньше непредвиденных обстоятельств. Каждый большой пункт должен быть расписан на маленькие подпункты.
Необходимо рассчитать сколько понадобится людей для реализации, какие материалы будут нужны, какое помещения, какие будут траты на продвижение. Что из этого учреждение может взять из собственных ресурсов, а что нужно найти.
После составления плана и проведения расчетов, концепция проекта может видоизменится. Не стоит этого пугаться и держаться за первоначальные идеи, это нормальный процесс корректировки, которая, скорее всего, будет еще не раз.
Найти дополнительные ресурсы: привлечение партнеров, волонтеров, участие в грантовых конкурсах
Существуют грантовые конкурсы, в которых могут участвовать учреждения культуры. Например, такие проводят фонд Александра Светакова «Свет», фонд «Искусство, наука и спорт», фонд Потанина, фонд Тимченко, Президентский фонд культурных инициатив. Если проект проводится совместно с благотворительной организацией, то она может подать заявку на грант для НКО.
Самое важное, на что мы в фонде делаем акцент – исследования. Прежде чем приступать к проектированию, важно понять социальную проблему, с которой организация планирует работать, собрать данные о контексте из открытых источников, изучить целевую аудиторию.
Много ошибок заявители традиционно допускают в самой логике проекта. Цель, задачи, мероприятия проекта, ожидаемые результаты должны быть взаимосвязаны.
Пристальное внимание мы рекомендуем уделять формированию бюджета. Он должен быть не только подробным, но и обоснованным, то есть с подкрепленными коммерческими предложениями, ссылками на сайты поставщиков и другими источниками.
Описывая свои идеи и планы, советуем использовать корректную, дружелюбную лексику, ведь то, как мы говорим, влияет на то, как мы думаем и поступаем.
Сейчас также распространена практика сбора средств через краудфандинговые площадки, например на Planeta.ru, если у данной организации есть такая возможность.
Еще отличный ресурс – это волонтеры. Волонтеры бывают с разным опытом и компетенциями и могут помочь в различной деятельности. Сегодня все больше организаций стараются создавать вокруг себя волонтерские сообщества.
Партнером может быть как крупная компания, так и соседняя организация на районе. Важно понимать, чем они могут быть полезны проекту, а участие в нем — им самим.
Партнеры могут профинансировать как весь проект, так и его часть, за рекламу или в качестве собственной программы по корпоративной социальной ответственности.
Они могут помочь не только финансово, но и другими ресурсами: специалистами, материалами, технологиями, продвижением – все зависит от потребностей проекта. В кризисных условиях кооперация становится настоящей движущей силой.
Фото: Egor Myznik / Unsplash
Полезно будет договариваться с партнерами и об информационной поддержке. Например, если это кафе или фитнес-центр, они могут разместить информацию о проекте на своей площадке и онлайн ресурсах.
Не забыть про продвижение
Немаловажный этап — продвижение проекта. Ресурсы учреждений культуры часто ограничены и не позволяют иметь в штате отделы маркетинга, рекламы и пиара. Как же тогда рассказать о проекте?
Основной лайфхак – работать «точечно». Важно четко ответить на вопрос: что нужно от продвижения и куда нужно идти, чтобы решить именно эту задачу.
Например, если нужно, чтобы целевая аудитория узнала о нем. Тогда нужно искать площадки (офлайн и онлайн), где эта аудитория «обитает». Это могут быть те же некоммерческие организации, учебные заведения, группы в социальных сетях, тематические чаты, партнеры, блогеры, инфлюэнсеры. Здесь также поможет начальное исследование.
Информация о проекте должна быть и на всех внутренних ресурсах учреждения: сайт, социальные сети, афиши, доски объявлений.
К продвижению можно привлекать тех же волонтеров, например, с опытом работы в SMM, медиа, PR, волонтеров фотографов и видеографов.
Частая ошибка – когда организаторы пытаются во чтобы то не стало пробиться в СМИ. Однако во многих случаях это бесполезно, даже если публикация выйдет, потому что может не решить нужную задачу.
Собрать обратную связь и быть готовым доработать проект
После того, как проект запустится, будут первые результаты — отзывы участников. Важно правильно реагировать на обратную связь, даже если она негативная.
Да, скорее всего, уже было потрачено много сил и ресурсов организации, но даже при всем этом результат может быть не таким, как хотелось. К этому нужно быть готовым, сохранять хладнокровие и «гибкость», внимательно отнестись к конструктивной критике, провести анализ и доработать проект, чтобы в конце концов получить положительный эффект.
Фото: Ilya P / Unsplash