Генеральная прокуратура предложила наделить полицию полномочиями по контролю над гражданами с психическими расстройствами. Об этом сообщила замначальника главного управления ведомства по надзору за исполнением федерального законодательства Ирина Ребрина.
По ее словам, «вмешиваться в процесс лечения этих людей» никто не планирует, речь идет «только о присмотре за ними со стороны специально уполномоченных органов: получении информации о том, как они себя ведут, что у них в головах затевается».
Ребрина добавила, что все это для того, чтобы защитить детей. Ранее генпрокуроры уже направляли подобные предложения в правительственную комиссию после проверок по сообщениям о сексуализированном насилии над детьми.
Однако насилие над детьми далеко не всегда совершают именно люди с психическими расстройствами, рассказывает Мария Островская, президент благотворительной организации «Перспективы», член этического совета психиатров и клинический психолог. По словам Островской, давно доказано, что всякого рода насилие со стороны таких людей не превышает средние показатели насилия в целом по обществу.
«Подобный контроль приведет не только к дальнейшей сегрегации, но и к различным злоупотреблениям и оклеветаниям. Например, “присмотр” предполагает опрос соседей по поводу состояния человека, а у жителей одного дома бывает много конфликтов. Появляется прямой сигнал соседям, что можно на человека пожаловаться и “упечь” его в психиатрическую больницу недобровольно», — считает Мария.
Островская добавила, что контроль со стороны МВД невозможен, потому что для этого сотрудники правоохранительных органов должны иметь соответствующую квалификацию, которой у них нет.
«К тому же это дублирование функций: у нас уже существует система диспансерного наблюдения. То есть если человек может совершить какое-то правонарушение или его состояние обострилось, он попадает под активное наблюдение квалифицированных людей и медиков», — объяснила президент «Перспектив».
Мария подчеркнула, что психиатры буквально бьются за построение доверительных отношений с пациентом в борьбе с расстройством. Привлечение правоохранительных органов рушит все сотрудничество — пациент отдаляется под страхом репрессивных и силовых воздействий. Это приведет к тому, что люди не будут обращаться за помощью к врачам, а значит не получат надлежащего лечения.
Самый эффективный способ контролировать «опасное» поведение людей с психическими расстройствами — это предоставлять им эффективную и своевременную психиатрическую помощь, считает Павел Кантор, юрист московского Центра лечебной педагогики «Особое детство».
«Для этого в первую очередь надо, чтобы люди не боялись обращаться к психиатрам, если возникают проблемы. Если обязать психиатров сообщать о таких людях в полицию, а полицию обязать вести с ними какую-то работу, то это прежде всего напугает пациентов. В результате они не будут получать лечения, и проблемы будут только усугубляться. Такая мера подтолкнет людей к поискам “альтернативных” решений — неофициальных, частных психиатров или иных специалистов, рекламирующих свою помощь, не всегда компетентных и добросовестных», — объяснил Павел.
Решением этой проблемы станет изменение имиджа психиатров, которые сейчас часто представляются как врачи с карательными, а не помогающими задачами, считает Кантор. То же самое относится и к людям с психическими расстройствами.
«Такие законы решению этих задач не помогают, а только усугубляют психиатрическую “стигму”», — заключил Павел.