Чувствуете, что хотите все бросить и уволиться, а раздражительность, равнодушие, апатия и хроническая усталость стали ежедневными спутниками? Скорее всего вы столкнулись с выгоранием.
Профессиональное выгорание на работе — это критическое состояние истощения, когда не хватает сил и желания двигаться дальше.
Случается, что состояние опустошения нагрянуло внезапно — зачастую его нельзя отследить и заметить. Однако то, что оно уже настало, говорит о системном отказе организма от дальнейшей деятельности. Причина — непрекращающийся стресс на работе, отсутствие комфорта и ощущения безопасности.
Стрессогенными факторами могут выступать рабочие процессы, содержание работы, культура организации и личностные факторы. Но основная причина выгорания — нарушение баланса. Когда человек отдает больше, чем получает, — причем речь не только про финансовые вложения, но и эмоциональные, физические и любые другие.
C «помогающим» НКО-сектором выгорание идет рука об руку: ведь чем сильнее любишь свою работу, тем сложнее взять передышку.
Что делать, если увольняться — не вариант
«Руководитель — единственный человек, который имеет максимальное влияние на свою команду и возможность повлиять на выгорание сотрудников. Если у руководителя сформированы ценности и представления о профилактике выгорания, он точно поможет своим сотрудникам — соответствующими «инструментами», практиками или даже просто своим ресурсным состоянием и настроем»
Вероника Гатилова
Шаг 1.
Включите разумный эгоизм. Помните, что в первую очередь нужно позаботиться о самом себе.
«Накормить, напоить, спать уложить сначала себя. Потом уже все остальное», — говорит Вероника.
Шаг 2.
Ответьте на вопрос: «Куда уходят мои силы? Ведь я занимаюсь важным, любимым делом, но продолжаю истощаться».
Если у вас проблемы в коллективе, спросите: «Почему происходит текучка кадров? По какой причине уходят люди?»
Шаг 3.
Введите в практику своей организации такие инструменты, как:
— психологическая поддержка,
— супервизия,
— группы поддержки.
Дайте безопасное пространство себе и сотрудникам, чтобы каждый человек имел возможность реагировать на происходящее в комфортной обстановке.
«Когда я понимаю, что со мной происходит, и проговариваю неприятную ситуацию или травмирующий опыт, это добавляет ресурс, позволяет продолжать работать дальше», — объясняет Вероника.
Шаг 4.
Если среди принципов вашей организации есть такие установки, как «работать от зари до зари, как стахановцы», «брать отпуск — это неловко» и «у нас нет выходных», то это сигнал пересмотреть корпоративную культуру в вашей организации.
Это тот пункт, на который руководитель может повлиять напрямую, показав на своем примере, что отдых и время на личную жизнь — залог успешной работы и хорошего настроения в коллективе.
Шаг 5.
Основная задача руководителя НКО — заботиться не о благополучателях, а о своей команде. Для этого нужно снимать стресс внутри организации, организуя рабочий процесс.
Знакомо ли вам это?
— Сотрудники срывают дедлайны,
— руководитель выполняет все задачи вместо сотрудников,
— невозможно делегировать обязанности коллегам.
Все это — признаки того, что в организации не выстроены рабочие процессы и отсутствуют понятные алгоритмы для сотрудников.
Шаг 6.
Объединяйтесь.
Ощущать плечо другого человека из сектора, говорить о проблемах вслух — это очень важно. Ищите общие ориентиры и точки опоры для того, чтобы справиться со стрессом.
Шаг 7.
Ознакомьтесь с дополнительными материалами центра «Форсайт»:
- Курс, который поможет руководителю НКО не допускать выгорание команды.
- Продолжение курса — «НКО в равновесии — 2: профилактика выгорания руководителя и команды».
- Чат-бот «От аврала к балансу».
Пять «НЕ», которые помогут избежать выгорания
1. Не насаждайте культуру самопожертвования
Помните — вы подаете пример своим сотрудникам. Страдание не нужно навязывать своим сотрудникам. Не нужно вменять им чувство вины, взваливая всю работу на свои плечи. Важно правильно выбирать слова и тон, чтобы не манипулировать коллегами и выражаться не токсично.
2. Не работайте, как ударник
Усталость — не критерий успешной работы. Постоянно «гнать» и работать на пределе своих возможностей не может никто. Важно помнить, что и задачи такой нет. Забота о себе и сотрудниках — главное, что должен помнить руководитель.
3. Не пренебрегайте деловым стилем общения
Эмоции — не формат делового общения. Необходимо четко разделять роли: дружбу и рабочие отношения сотрудника и работодателя.
4. Не нарушайте личные границы коллег
Часто НКО — это одна большая семья. Но это не значит, что нормой должны стать переработки, самопожертвования и злоупотребления. Настройте фокус и четко разграничьте время: когда вы друзья, а когда — коллеги.
5. Не берите на себя слишком много
Повторяйте, как мантру: «Я важный сотрудник и эксперт, а не человек, который проникает во все аспекты жизни благополучателя и все там исправляет». Помочь всем невозможно.
То же самое внутри коллектива — важно уметь делегировать обязанности, доверять своим сотрудникам. Зрелая позиция — я не могу быть идеальной во всем.
Текст написан по итогам конференции «НКО-профи». Конференцию организует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи») и Фонда президентских грантов (проект «НКО-профи: информация, знания, практики»). Она состоялась 27 июня в Москве.
Другие материалы с конференции: