Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Статьи

Как бороться с фрустрацией и выгоранием в третьем секторе

Как сотруднику некоммерческой организации избежать эмоционального опустошения? Психолог и специалист по профилактике выгорания Центра современной практической психологии «Форсайт» Вероника Гатилова поделилась советами на конференции «НКО-профи».

Вероника Гатилова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Чувствуете, что хотите все бросить и уволиться, а раздражительность, равнодушие, апатия и хроническая усталость стали ежедневными спутниками? Скорее всего вы столкнулись с выгоранием. 

Профессиональное выгорание на работе — это критическое состояние истощения, когда не хватает сил и желания двигаться дальше. 

Случается, что состояние опустошения нагрянуло внезапно — зачастую его нельзя отследить и заметить. Однако то, что оно уже настало, говорит о системном отказе организма от дальнейшей деятельности. Причина — непрекращающийся стресс на работе, отсутствие комфорта и ощущения безопасности. 

Стрессогенными факторами могут выступать рабочие процессы, содержание работы, культура организации и личностные факторы. Но основная причина выгорания — нарушение баланса. Когда человек отдает больше, чем получает, — причем речь не только про финансовые вложения, но и эмоциональные, физические и любые другие. 

C «помогающим» НКО-сектором выгорание идет рука об руку: ведь чем сильнее любишь свою работу, тем сложнее взять передышку. 

Что делать, если увольняться — не вариант

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Руководитель — единственный человек, который имеет максимальное влияние на свою команду и возможность повлиять на выгорание сотрудников. Если у руководителя сформированы ценности и представления о профилактике выгорания, он точно поможет своим сотрудникам — соответствующими «инструментами», практиками или даже просто своим ресурсным состоянием и настроем»

Вероника Гатилова

Шаг 1.

Включите разумный эгоизм. Помните, что в первую очередь нужно позаботиться о самом себе. 

«Накормить, напоить, спать уложить сначала себя. Потом уже все остальное», — говорит Вероника.

Шаг 2.

Ответьте на вопрос: «Куда уходят мои силы? Ведь я занимаюсь важным, любимым делом, но продолжаю истощаться».

Если у вас проблемы в коллективе, спросите: «Почему происходит текучка кадров? По какой причине уходят люди?»

Шаг 3. 

Введите в практику своей организации такие инструменты, как:

— психологическая поддержка,

— супервизия,

— группы поддержки.

Дайте безопасное пространство себе и сотрудникам, чтобы каждый человек имел возможность реагировать на происходящее в комфортной обстановке. 

«Когда я понимаю, что со мной происходит, и проговариваю неприятную ситуацию или травмирующий опыт, это добавляет ресурс, позволяет продолжать работать дальше», — объясняет Вероника. 

Шаг 4. 

Если среди принципов вашей организации есть такие установки, как «работать от зари до зари, как стахановцы», «брать отпуск — это неловко» и «у нас нет выходных», то это сигнал пересмотреть корпоративную культуру в вашей организации. 

Это тот пункт, на который руководитель может повлиять напрямую, показав на своем примере, что отдых и время на личную жизнь — залог успешной работы и хорошего настроения в коллективе. 

Шаг 5. 

Основная задача руководителя НКО — заботиться не о благополучателях, а о своей команде. Для этого нужно снимать стресс внутри организации, организуя рабочий процесс.

Знакомо ли вам это? 

— Сотрудники срывают дедлайны,

— руководитель выполняет все задачи вместо сотрудников, 

— невозможно делегировать обязанности коллегам. 

Все это — признаки того, что в организации не выстроены рабочие процессы и отсутствуют понятные алгоритмы для сотрудников. 

Шаг 6.

Объединяйтесь

Ощущать плечо другого человека из сектора, говорить о проблемах вслух — это очень важно. Ищите общие ориентиры и точки опоры для того, чтобы справиться со стрессом. 

Шаг 7. 

Ознакомьтесь с дополнительными материалами центра «Форсайт»: 

  1. Курс, который поможет руководителю НКО не допускать выгорание команды.
  2. Продолжение курса — «НКО в равновесии — 2: профилактика выгорания руководителя и команды».
  3. Чат-бот «От аврала к балансу». 

Пять «НЕ», которые помогут избежать выгорания

1. Не насаждайте культуру самопожертвования

Помните — вы подаете пример своим сотрудникам. Страдание не нужно навязывать своим сотрудникам. Не нужно вменять им чувство вины, взваливая всю работу на свои плечи. Важно правильно выбирать слова и тон, чтобы не манипулировать коллегами и выражаться не токсично. 

2. Не работайте, как ударник

Усталость — не критерий успешной работы. Постоянно «гнать» и работать на пределе своих возможностей не может никто. Важно помнить, что и задачи такой нет. Забота о себе и сотрудниках — главное, что должен помнить руководитель. 

3. Не пренебрегайте деловым стилем общения

Эмоции — не формат делового общения. Необходимо четко разделять роли: дружбу и рабочие отношения сотрудника и работодателя. 

4. Не нарушайте личные границы коллег

Часто НКО — это одна большая семья. Но это не значит, что нормой должны стать переработки, самопожертвования и злоупотребления. Настройте фокус и четко разграничьте время: когда вы друзья, а когда — коллеги. 

5. Не берите на себя слишком много

Повторяйте, как мантру: «Я важный сотрудник и эксперт, а не человек, который проникает во все аспекты жизни благополучателя и все там исправляет». Помочь всем невозможно. 

То же самое внутри коллектива — важно уметь делегировать обязанности, доверять своим сотрудникам. Зрелая позиция — я не могу быть идеальной во всем. 

Текст написан по итогам конференции «НКО-профи». Конференцию организует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи») и Фонда президентских грантов (проект «НКО-профи: информация, знания, практики»). Она состоялась 27 июня в Москве.

Другие материалы с конференции:

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике