Сегодня НКО все больше используют в своей работе бизнес-подходы: исследуют «рынок», занимаются социальным предпринимательством, разрабатывают стратегии финансовой устойчивости и привлекают в команду опытных специалистов из бизнеса.
«Мы замечаем, как постепенно происходит размывание границ между бизнесом и НКО. Это идет на пользу обеим сторонам, – считает директор Благотворительного фонда содействия некоммерческим организациям в сфере образования, науки, культуры, медицины и социальных программ «Друзья» Мария Баландина. – Социальные проекты взращивают внутри себя бизнес-начало и приобретают новое видение того, как сделать работу эффективной. Компании же обогащаются смыслами, умением замечать разных людей и выстраивать взаимодействие с ними».
Большинство сотрудников «Друзей» – выходцы из бизнеса. Фонд позиционирует себя как фонд фондов и занимается профессионализацией благотворительности. Для этого «Друзья» основали Московскую школу профессиональной филантропии, где обучают лидеров НКО и тех, кто только разбирается в ландшафте некоммерческого сектора.
Востребованные специальности
Спрос на некоторые специальности среди НКО сохраняется постоянно. По мнению Баландиной, это фандрайзеры, SMM- и PR-менеджеры, задача которых – наладить партнерство с другими индустриями и, как следствие, привлечь необходимые ресурсы.
Потребность в работниках административного блока отмечает и Инара Шахмамедова, HR-специалист Фонда борьбы с инсультом ОРБИ. Предложений на рынке труда довольно много, но привлечь людей к работе в фонде и сохранить – задача непростая.
«Переход в благотворительность – это часто личная история или некая духовная цель, поэтому людям важно видеть результат своей работы и получать отклик. А если ты занимаешься документооборотом, то не всегда чувствуешь свою значимость и удовлетворение», – считает Шахмамедова.
Особенно опыт профессионалов из бизнеса важен в ситуациях кризиса. Когда НКО столкнулись с сокращением пожертвований и потерей сотрудников, появился спрос на специалистов, обладающих стратегическим видением, и он актуален до сих пор. Также, по мнению Марии Баландиной, растет потребность в специалистах по антикризисным коммуникациям и кибербезопасности.
Волонтер – всему начало
Один из наиболее распространенных вариантов перехода из бизнеса в НКО – это путь от волонтера до сотрудника. Сначала специалист совмещает работу и волонтерство, затем глубже погружается в деятельность организации и, наконец, становится полноценной частью команды.
Платформа интеллектуального волонтерства ProCharity – еще один помощник для НКО, созданный фондом «Друзья». На сайте организации ищут волонтеров, которые готовы выполнить задания разной направленности: юриспруденция, дизайн, финансы, IT. «Мы нередко наблюдаем, как фонд, пользуясь “услугами” волонтера в течение определенного времени, в один момент делает ему предложение о сотрудничестве на постоянной основе», – рассказывает Мария Баландина.
Для команды ОРБИ этот путь – частая практика. Инара Шахмамедова, как и юрист, и фандрайзер фонда, были волонтерами, а потом стали сотрудниками. Для Инары все началось с «удаленки». Когда рутины на работе стало больше, захотела заниматься чем-то более интересным и была готова делать это бесплатно. Сначала она подключилась к одному благотворительному проекту, а затем решила стать интеллектуальным волонтером на ProCharity и помогать НКО. Первое задание, которое она взяла в работу, оказалось от фонда ОРБИ.
Возможности фриланса
Часто НКО необходимы дополнительные руки, чтобы реализовать конкретный проект. В этом случае необязательно брать в штат нового сотрудника, достаточно привлечь фрилансера. Такой профессиональный выбор сделала Людмила Зонхоева, PR-менеджер фонда ОРБИ.
Людмила руководила PR-отделом в агентстве социально ориентированного маркетинга. Потом случились пандемия и «удаленка». Из-за эмоционального выгорания она приняла решение покинуть компанию и работать на фрилансе.
Фонд ОРБИ обратился к ней с предложением заняться пиаром благотворительной распродажи Angels Charity Sale. «На тот момент это были небольшие для меня деньги. Но мне так нравился фонд и сам проект, что я согласилась. И у нас все получилось», – рассказывает Людмила. Затем ей предложили подключиться к команде на условиях фриланса.
«Я думаю, что фриланс – прекрасный вариант для начала сотрудничества с человеком из бизнеса. Во-первых, многие люди, имеющие агентский опыт, привыкают к тому, что одновременно ведут много проектов, работать в одной сфере им скучно. Во-вторых, формат сотрудничества на краткосрочном проекте – это возможность попробовать себя и посмотреть, есть ли у тебя контакт с командой. Были случаи, когда мы с НКО не могли построить диалог, а с ОРБИ случился мэтч», – делится Людмила Зонхоева.
Уважаемые знатоки
Знания – еще один ценный ресурс, которым многие специалисты готовы делиться с НКО бесплатно. «Антон тут рядом», фонд системной поддержки людей с аутизмом, собрал целый пул экспертов из бизнеса, среди которых – сотрудники агентства Doing great.
«К нашему совету экспертов мы можем обратиться за консультацией, контактами и просто моральной поддержкой. С Doing great мы советуемся, если возникает сложный кейс или этический вопрос, связанный с коммуникациями, а еще реализуем в партнерстве несколько проектов. Две сильные команды со схожими ценностями – это двойная суперсила!» – рассказывает директор фонда Елена Фильберт.
«Антон тут рядом» также работает с бизнес-коучем Маргаритой Кантиной, выпускницей Московской школы профессиональной филантропии. Для фонда Маргарита проводит образовательные бизнес-программы, которые помогли команде сделать открытие: проблемы фонда и «гигантской корпорации в стеклянной высотке» похожи.
«Нам не надо придумывать новую науку – можно использовать уже существующую. Фонду очень важен трезвый взгляд со стороны, без лишних эмоций и рефлексии, а еще ментор помогает нам бороться с синдромом самозванца и напоминает, сколько всего мы уже сделали», – рассказывает Елена Фильберт.
Представители благотворительных фондов советуют также открыто рассказывать о своей команде в медиапространстве, не пренебрегать услугами HR-специалиста, выходить из «НКОшного окружения» и знакомиться с миром бизнеса.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.