Этот текст из серии «Один день из жизни НКО» приурочен сразу к двум ноябрьским датам — Международному дню слепых, который отмечают 13 ноября, и Всемирному дню домашних животных, отмечаемому 30 ноября.
Учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов» с 2003 года обучает собак-поводырей для людей, потерявших зрение, и собак-терапевтов для детей с инвалидностью. После подготовки собаку безвозмездно передают незрячему человеку. Рассказываем, кто и как учит собаку быть поводырем.
Маршрут от дома до почты
Анна Горохова приходит на работу к девяти-десяти часам утра. В вольерах ее ждут два лабрадора — черный по имени Симба и шоколадный по имени Шерлок. Весь рабочий день Анна посвящает им.
Сначала нужно выбрать, кого взять на тренировку первым — Шерлока или Симбу? Оба рвутся выйти из вольера, чтобы поработать.
Черный Симба слева, шоколадный Шерлок — справа. Фото: Дима Жаров / АСИ
Сегодня первым забирают Шерлока. Тренировка начинается с городского маршрута. Каждая собака центра за время своего обучения должна выучить несколько маршрутов. По ним она будет работать, когда ее приедет забирать незрячий человек. В будущем собака-поводырь должна будет служить человеку помощником и запоминать другие маршруты.
Тренеры-дрессировщики центра ходят по нескольким маршрутам: от дома до магазина, от дома до ближайшей железнодорожной станции, от дома до почты. Всего таких маршрутов около десяти. В зависимости от того, чему нужно обучить собаку, Анна выбирает тот или иной маршрут на сегодня.
В конце обучения собака должна сдать экзамен. Проходит он так: собирается экзаменационная комиссия, на тренера надевают очки, и он начинает изображать незрячего человека. Задача собаки — довести тренера до нужной точки. На обратном пути роль незрячего берет на себя экзаменатор — так комиссия проверяет, как лабрадор будет работать с посторонним человеком.
На тренировочных маршрутах собаки должны не только вести тренера, например, до магазина, но и указывать на препятствия: ямы, кочки, дорожные неровности, заборы, бордюры и так далее.
Еще на маршрутах нужно научить собаку работать с неожиданными «триггерами»: кошками, другими собаками, прохожими с разной реакцией, детьми на велосипедах. На тренировках Анна даже ездит с поводырем на общественном транспорте — автобусе, в электричке и метро. Это нужно для того, чтобы собака научилась реагировать на любую непредвиденную ситуацию еще на этапе обучения.
Провокация и дружелюбие
В центре «Собаки-помощники» живет кот Лапик. О его появлении говорит характерный звон — колокольчик на адреснике.
Для собак, которые только-только приехали в «школу», Лапик — живая провокация. Со временем тренеры обучают их игнорировать кота. Сам Лапик считает себя полноправным хозяином центра и, по словам сотрудников, тоже своего рода тренер — не упускает возможности «построить» собак.
Служебный кот Лапик. Фото: Дима Жаров / АСИ
«Вы для Шерлока сейчас тоже отличный внешний раздражитель», — говорит Анна, указывая на нас с фотографом. Задача собаки во время работы — стараться не обращать внимания на посторонних людей.
Один из главных принципов, по которым отбирают собак, — это дружелюбие. Рядом с посторонними людьми Шерлок ведет себя спокойно, хотя его обучение только началось — ему всего год. И фотосессия для Шерлока была первой, но он не испугался и даже позировал, послушно поглядывая в камеру.
Как только Шерлок завершает маршрут, Анна возвращает его в вольер и начинает работать со второй собакой — Симбой.
«Задачи каждой конкретной собаке я ставлю сама. Я могу поработать над общим курсом дрессировки (ОКД) или пойти на маршрут. Все зависит от того, что нужно “подтянуть” собаке. У меня есть ежедневник, в который я записываю задачи, анализирую прогресс и принимаю решение», — объясняет Горохова.
Время занятия варьируется — если тренировка очень насыщенная, то она может длиться всего час. А если нужно ехать куда-то далеко, то целый день.
Как только обе собаки позанимались ОКД и завершили маршрут, у тренера появляется время на обед. Но и на кухне тренировка продолжается — Анна берет с собой одну из собак.
«Поскольку на обеде у нас часто сразу несколько тренеров, то на кухне сидят сразу несколько собак. Сидят смирно у стеночки. Мы следим за тем, чтобы они не играли друг с другом, не клянчили и не лезли к нам в тарелку в попытке украсть еду. Они должны просто лежать и дремать, пока их не позовут. Это бытовое послушание», — говорит Анна.
Занятия для собаки и хозяина
Самые трудные дни для тренера — это две недели, во время которых собаку передают новому хозяину. Анна признается, что ей куда проще объяснить все собаке, чем человеку.
Дело в том, что просто отдать незрячему человеку собаку нельзя. Сначала будущий хозяин должен пройти целый курс лекций по содержанию, ветеринарии, технике безопасности, провокациям, типичным ошибкам, снаряжению, построению новых маршрутов.
Лекции длятся две недели, все это время незрячие люди проживают в специальных комнатах в центре. Только на третий лекционный день к ним в комнату подселяют собаку.
Одна из комнат, где живут незрячие люди, приехавшие за собакой. Всего таких комнат три. Фото: Дима Жаров / АСИ
По факту, говорит Анна, даже после курса в центре собаке предстоит учиться вместе со своим новым хозяином, чтобы подстроиться под его потребности. Человеку тоже нужно учиться правильному обращению с собакой-поводырем.
«С человеком работать куда сложнее, чем с собакой. Зачастую это люди, далекие от собачьего мира. А бывает приезжают и такие незрячие, которые уверены, что зрячие обязательно их обманут. Без доверия к миру. И каждого нужно расположить, показать, что мы здесь для того, чтобы помочь и научить чему-то», — объясняет Горохова.
Несмотря на сложности, Анне нравится ее работа. В школу собак-поводырей она пришла давно — больше десяти лет назад, когда прочитала в соцсетях у знакомых, что в центр требуются тренеры.
«У меня уже был опыт дрессировки, и мне стало интересно: как вот из этих раздолбаев может получиться реальный помощник, элита собачьих профессий?
И я взяла на воспитание щенка, параллельно занимаясь с тренером. Мне объясняли, как готовить собак. Так и затянуло: одна, вторая, третья…», — рассказывает Анна.
Не одинаковые и не идеальные
Помимо работы в центре Анна занимается разведением золотистых ретриверов. Трое из ее подопечных ретриверов уже стали поводырями, а еще один — терапевтом.
Найти щенка в центр бывает трудно — многие заводчики не хотят отдавать собаку «работать со слепыми инвалидами». Поэтому Анна работает над тем, чтобы вырастить лучших собак, пусть на это и уходит огромное количество времени — охота, выставки, дрессировка, ветклиники…
«Я к собакам не привязываюсь — ни к щенкам из собственного питомника, ни к воспитанникам. Хотя работаю с ними очень “тесно” — летом даже забирала к себе на дачу двух поводырей, чтобы они не сидели в центре без дела во время моего отпуска. Потому что понимаю, что у одних будут новые хозяева, а другие в итоге станут кому-то подмогой.
И все же каждая собака нравится мне по-своему. Не бывает одинаковых. И идеальных — тоже не бывает», — подытоживает Горохова.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.