Новости
Новости
19.09.2024
18.09.2024
18+
Статьи

Стандарты грантмейкинга, эндаументы и поддержка профессионалов сектора — Фонду Потанина 25 лет

10 января Благотворительный фонд Владимира Потанина отметил свой юбилей. Эксперты рассказали АСИ, как работа фонда повлияла на развитие благотворительности и филантропии в России.

Награждение победителей стипендиальной программы Фонда Потанина в МГУ имени М. В. Ломоносова. 2003 год. Игорь Михалев / РИА Новости

Фонд Потанина – некоммерческая грантодающая организация, которая с 1999 года развивает благотворительность в России. Все началось с поддержки студентов из Норильска: фонд выплачивал стипендии тем, кто учится на отлично в вузах за пределами родного города.

Постепенно проектов становилось больше. В 2022 году бюджет организации начали формировать из целевых капиталов. Сейчас у Фонда Потанина 11 активных проектов.

Организация поддерживает спортивные проекты на местах, выделяет гранты для музеев, развивает филантропию и отвечает на другие запросы общества. Только в 2022 году фонд выделил 1,5 млрд рублей на стипендии и гранты.

Но что конкретно меняется благодаря работе фонда? Об этом корреспонденты АСИ поговорили с экспертами.

Елена Тополева-Солдунова
Директор АСИ и председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора

Я с первых шагов наблюдала за становлением и развитием Фонда Потанина. Бывает, создают фонд, прописывают миссию и направления деятельности и так в соответствии с ними работают долгие годы. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. Но Фонд Потанина относится к другой категории. За эти 25 лет он очень изменился. В начале пути у него были только стипендиальные программы для студентов и поддержка музеев, а сейчас фонд системно поддерживает развитие благотворительности и некоммерческого сектора в нашей стране в целом. И в этом равных Фонду Потанина просто нет. Если бы мне 20 лет назад сказали, что в будущем фонд станет крупнейшим донором российского некоммерческого сектора, я бы с трудом в это поверила. Очень хотелось бы, чтобы частных фондов, которые системно поддерживают некоммерческие организации, стало больше. 

Я бы даже сказала, что, если бы не Фонд Потанина, не все наши НКО (даже самые сильные) дожили бы до наших дней. Потому что в самые сложные периоды, например, во время пандемии, именно Фонд Потанина моментально пришел на помощь организациям. Причем антикризисный конкурс «Общее дело» они просто мгновенно придумали и организовали! Я считаю, что это было в числе лучших практик поддержки некоммерческого сектора не только в России, но и в мире. Благодаря конкурсу многие НКО смогли не только выстоять и продолжить выполнять свои задачи, но и даже стали брать на себя совсем новые, связанные с COVID-19.

Важно, что фонд поддерживает развитие профессионализма в секторе путем, например, нашего проекта «НКО-профи», которым мы очень гордимся. Проект формирует имидж сектора как сферы, где работают не только общественники и волонтеры, но профессиональные высококвалифицированные специалисты, где человеку можно самореализоваться и построить свою карьеру. 

Хочется пожелать, чтобы фонд и дальше успешно и динамично развивался, так же оперативно реагировал на меняющуюся внешнюю среду и на запросы своих благополучателей — действующих и потенциальных. И, наверное, чтобы чутко предвидел грядущие изменения и всегда занимал лидерскую позицию в числе не просто частных фондов, но и основных институций, поддерживающих развитие гражданского общества в нашей стране.

Вячеслав Бахмин, эксперт в сфере благотворительности и развития гражданского общества

Понять, как работа Фонда Потанина – одного из десятков крупных фондов – изменила сектор, практически невозможно. Потому что это результат многих усилий. Но можно точно сказать, что фонд сыграл огромную роль в развитии сектора.

Фонд Потанина сразу ставил перед собой задачу эффективно развивать донорскую деятельность. А для этого нужно, во-первых, хорошо знать опыт в этой сфере, и, во-вторых, внедрять лучшие практики в свою работу, что фонд и делал. В итоге можно сказать, что Фонд Потанина стал лидером донорского сообщества. 

Мне кажется, он всегда поощрял новаторство и задавал тренды в сообществе. Например, Владимир Потанин дал Клятву дарения – первый в России.

Клятва дарения

Клятва дарения, или Giving Pledge — это обещание, которое дает бизнесмен о том, что собирается в определенный момент времени отдать половину и более своего состояния на благотворительность. Первым в России Клятву дарения дал Владимир Потанин.

Или, например, совсем недавно был сформирован эндаумент, благодаря чему фонд стал, пожалуй, самым устойчивым из всех донорских организаций, работающих в стране. 

Можно говорить и о вкладе в конкретные сферы, в которых работает фонд. Он был одним из первых, кто начал поддерживать музейное сообщество. Стипендиальные программы по развитию высшего образования – тоже стало новаторским направлением в свое время. 

И, конечно, работа фонда сильно повлияла на общую устойчивость сектора. Фонд один из первых поддержал профессиональное развитие сектора, проводил исследования в сфере филантропии. 

Но если выделить что-то одно, самое яркое, на мой взгляд, – это эндаументы. Фонд стал лидером в продвижении создания таких капиталов для музеев, образовательных учреждений, некоммерческих организаций, способствовал развитию закона о целевом капитале. И без этих усилий не было бы сейчас целевого капитала в стране. Потому что таких убежденных сторонников этой идеи больше не было, мне кажется.

Сейчас есть ощущение, что фонд уже нарастил общий и человеческий капитал, огромный опыт работы в сфере филантропии и некоммерческого сектора, что ему по должности придется оставаться лидером в этой сфере.

Я бы пожелал фонду не терять этого лидерства и важнейших качеств: открытости к инновациям, готовности к рискам. И очень важно, чтобы фонд глобально помогал развиваться сектору в стране, чтобы НКО и другие институты могли работать еще стабильнее. 

Наталья Каминарская, директор АНО «Центр «Благосфера»

Именно Фонд Потанина из всех российских благотворительных фондов оказывает системную поддержку инфраструктурным организациям.

Фонд задает стандарты грантмейкинга, включая, что особенно важно, поддержку и развитие комьюнити своих победителей разных типов. Именно благодаря фонду в нашей стране появилась и развивается такая сложная тема, как целевые капиталы. 

Для каждой целевой аудитории проекты фонда являются важными и поддерживают самые сложные инициативы. Нам, как некоммерческой организации, ближе эффективная филантропия и работа Центра развития филантропии, но еще социальный спорт как новое направление, где сумели объединить и подсветить такие разные темы, как спорт, музеи и НКО. 

Желаю фонду самого главного — продолжать работу, чтобы на это хватало возможностей и задора, быть такими же чуткими к нуждам своих благополучателей, как умеет это фонд, а также оставаться идейным и методическим лидером для некоммерческого сектора нашей страны.

Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» 

Мне, в силу моей специальности, легче говорить про работу и поддержку Фонда Потанина в музейной сфере. На мой взгляд, фонд стал инициатором создания профессионального музейного сообщества, в котором есть свой стандарт. Появились критерии оценки качества работы, свой профессиональный язык, есть примеры и прототипы успешных музейных практик.

С одной стороны, команда фонда сформировала те актуальные тренды, которые есть сейчас в музейной среде. С другой, выделила лидеров, которые демонстрируют лучшие практики. А с третьей стороны, смогла привлечь в сферу молодых профессионалов.

Для нас всех важна подготовка кадров и поднятие престижа профессии. И публичными объявлениями, церемониями награждений, пиаром на уровне регионов при поддержке фонда удалось сильно повлиять на формирование образа сотрудника музейной сферы.

Конкретно у нас с Фондом Потанина было несколько больших проектов, и регулярно наши сотрудники проходят стажировки. Но один из самых запоминающихся проектов — это «Театрократия. Екатерина II и опера». 

«Театрократия. Екатерина II и опера»

Выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера» проходила в музее-заповеднике «Царицыно» с мая 2021 года по февраль 2022 года. Во время фестиваля прошла профессиональная образовательная программа «Театр и музей. Социальная миссия», которую музей-заповедник организовал совместно с Фондом Потанина и «Золотой маской». Специалисты музеев, театров и других культурных институций знакомились с лучшими практиками реализации социальных проектов, успешными стратегиями партнерства и реализованными проектами. Слушатели разрабатывали свои идеи проектов с социальной направленностью и отрабатывали стратегии и практические аспекты их продюсирования. 

Еще в этом проекте была у нас целая программа по устойчивому развитию. Это направление, мне кажется, тоже очень перспективно сейчас. 

А если говорить про пожелания, то это непростой вопрос. 25 лет – очень большой кусочек пути. У людей в этом возрасте уже наступает период взросления и осознанности. И мы видим, что Фонд Потанина тоже регулярно «переосмысляет» свою работу и старается стать лучше. Хочется пожелать, чтобы он продолжал работу и находил силы на долгосрочные проекты. 

Фонд Потанина всегда двигался, как мне кажется, на опережение времени. И сейчас нам всем важно думать не о быстрых результатах, а о «долгих» победах, которые системно помогают развиваться нашей отрасли. 

И исследования сейчас тоже важны. Новые технологии, необычные подходы, бизнес-стратегии: мне кажется, в будущем фонд вполне может соединить такие нестандартные вещи.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике