Руководитель студии Людмила Самофалова сама от себя не ожидала, что когда-нибудь займется воздушной акробатикой, откроет свою студию и завоюет сердца детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Сейчас на занятия приходит не так много учеников, как хотелось бы Людмиле, но она уверена, что это только начало. С Людмилой Самофаловой поговорила корреспондент АСИ.
Все произошло случайно
Студия «Купол» расположилась не в самом подходящем месте: между банкетным залом и караоке, порой из-за этого на занятиях очень шумно. Само помещение очень светлое, с высокими и широкими окнами. С потолка в зале свисают ремни, канаты, гамаки, на полу — разноцветные маты.
Как в вашей жизни появилась гимнастика?
В детстве я была увлечена рисованием, творчеством, шитьем. При этом меня всегда тянуло к сцене, почему-то именно к цирку. Но цирковой студии у нас нет, поэтому я целыми днями висела на шведской стенке и устраивала выступления на кольцах для родных. А потом случайно пришла в воздушную гимнастику. Когда мне было 16 лет, увидела пост одной из студий о начале занятий воздушной гимнастикой, решила попробовать. Мне очень понравилось, хотя до этого спортом не занималась. Вся семья, в том числе и я сама, была в шоке от этого нового увлечения. Но у меня хорошо получалось, я начала ездить на соревнования, потом ушла от тренера, выступала самостоятельно. У меня много побед в копилке, в частности, я чемпионка России. А потом попала в цирк.
Как это произошло?
Через кассу! Поспорили с подругой, что если выиграем хорошие, престижные соревнования в Москве, то идем устраиваться в цирк. И вот мы выигрываем и приходим в цирк: в гриме, с белыми лицами, в стразах, пучках. Подходим к кассе, я говорю: «Здравствуйте, я воздушная гимнастка, у меня такие-то регалии, я хочу у вас работать». Шокированная кассир позвала администратора, нас пригласили к директору, и мы обсудили возможности работы. Дело в том, что в Курске нет своей труппы, участвовать в программах я не могла, для этого нужно было устраиваться в Росгосцирк. Поэтому цирк мы использовали как тренировочную площадку, попутно общались с цирковыми, учились друг у друга, обменивались опытом.
В 2021 году в цирке запустили проект «Арена смелых», в котором участвовал инклюзивный центр «Дышим вместе». На занятиях дети с ОВЗ занимались общей физической подготовкой, актерским мастерством. Мы совместно со студией актерского мастерства поставили для этих детей новогоднее представление. С моей коллегой мы выступали на партерном кольце. Я видела, как у ребят загорелись глаза, многие хотели начать заниматься воздушной акробатикой. А потом проект завершился.
И вы решили продолжить его самостоятельно?
Да, и в общем-то это тоже произошло случайно. Я изучала такое явление, как социальный цирк, читала разные исследования. Социальный цирк — это когда человек, занимаясь цирковым искусством, получает различные навыки для жизни. Если речь идет о детях с ОВЗ, то эти занятия нужны для развития самостоятельности, а также двигательных и социально-бытовых навыков. И вдруг я нашла удивительную статью про занятия детей с ОВЗ на снарядах. Опыт общения с такими детьми у меня уже был, я их абсолютно не боюсь. На тот момент я была на втором курсе Курского государственного университета и уже изучала методику педагогического сопровождения таких детей, то есть у меня были и практические знания, и теоретические.
Выбор направления
Почему вы остановили свой выбор на детях с РАС?
По исследованиям, именно эта группа показывала лучшие результаты после занятий воздушной акробатикой. К тому же в Курске есть хорошие специалисты, работающие именно с этим диагнозом. Во время формирования программы я с ними консультировалась. И еще один аспект: у нас практически не проводятся какие-то активности для детей с РАС, максимум — объединенные группы с нормотипичными детьми.
Мне удалось найти исследования доктора психологии и педагогики из Австралии на тему аутизма и воздушной акробатики. Свои работы она издавала в Кембридже. У нее уже 10 лет существует подобный проект. Последние полгода я веду с ней переписку, отправила ей материалы с наших занятий, перевела для нее результаты, отослала видеосюжет о студии. Сейчас жду от нее письмо поддержки, чтобы подтвердить наше сотрудничество. Это поможет при регистрации НКО.
Сейчас подобные студии есть только в Австралии и у нас в Курске.
Как именно воздушная гимнастика влияет на детей с РАС?
Прежде всего она помогает развивать моторные навыки. У таких детей почти у всех поражен мозжечок, им нужно развивать двигательные навыки. Оптимально тренировку мозжечка можно делать через адаптивный спорт. Воздушная акробатика дает огромный спектр движений: можно по-разному покрутиться, повисеть вверх ногами и так далее. В данном случае идет развитие чувства проприоцепции — ощущения тела в пространстве, плюс крупная и мелкая моторика.
Кроме того, у детей с аутизмом часто встречается задержка речи. Это не значит, что мы научим их разговаривать с помощью занятий, но можем им помочь. А еще их мозг очень плохо понимает «зачем». Порой даже нормотипичный ребенок не всегда понимает, зачем приходит на тренировку. А дети с аутизмом зачастую вообще не понимают, зачем поднимать руку, ногу, волеизъявление у них отсутствует.
На первом занятии с ужасом смотрят на гамаки, мол, я туда ни за что не залезу. А потом, когда все же забираются, у них бывает дикий восторг.
Мы работаем индивидуально или в малых группах до трех человек, обязательно с родителями, потому что у таких детей симбиотическая связь с матерью. Ну и в первую очередь это залог безопасности. Социальные навыки развиваются за счет занятий в группах. Хотя это тоже бывает очень сложно: приходят двое на занятия, а они знакомы, и все, у них восторг, начинают качаться на гамаках, за ручку кататься с горок. А бывает так, что один не хочет ничего слышать, а второй может кричать, потому что вот такой у него способ общения. Поэтому проводим пару занятий, чтобы понять, как развивается взаимодействие.
Сейчас вы одна или есть команда? Как проходят занятия в студии?
Несколько студентов Курского государственного медицинского университета проходят обучение, в основном это клинические психологи и дефектологи. Еще одна девочка проходит обучение по воздушной гимнастике. Также в команде есть еще один педагог и олигофренопедагог. Всего около семи человек, но пока с детьми работаю только я.
Для каждого ребенка предусмотрено около восьми занятий, но это все сугубо индивидуально, потому что воздушная акробатика — это не панацея. Конечно, ребенку понравятся занятия, спору нет, но толку будет мало, если он больше ничего не посещает. Я запрашиваю у родителей конкретный список, как именно занимается ребенок, чтобы понять, как выстроить работу и насколько сильный будет эффект от акробатики.
«Это заряжает»
Как проходит занятие?
У детей с аутизмом очень короткое время фокусировки внимания, поэтому занимаемся мы не более 30–40 минут. Элементы я беру из воздушной йоги, воздушной акробатики, ЛФК, смешиваю, упрощаю, добавляю что-то свое. Грубо говоря, у нас очень веселая ЛФК. Когда было самое первое занятие, я не ожидала, что ребенок сможет сразу столько всего сделать. Думала, максимум он полежит в гамаке, а он сделал элементы, которые я распланировала на четыре занятия. Он сделал ровно то, что мог бы сделать обычный ребенок. Это очень сильно зарядило.
С детьми классно работать! Особенно меня радует, когда вижу, что они понимают, что я от них хочу. Бывало так, что на первом занятии ребенок боится меня, потому что он в принципе боится любого контакта. Но проходит одно занятие, второе, и вот он сам берет меня за руку, чтобы я помогла сделать элемент. То есть прогресс даже за такой короткий промежуток налицо. Или, например, один из моих учеников не говорит: общается на языке жестов, лишь иногда слогами. И когда он смотрит видео с занятий, когда видит меня, говорит: «Лю. Да». Это просто невероятно!
Какие-то еще занятия в вашей студии проводятся?
Было несколько занятий по воздушной йоге для мам, недавно проходило мероприятие, где приглашенные специалисты рассказали про возможности для детей с РАС в Курской области. Вскоре будем проводить арт-терапию. В планах получить грант на театральные и цирковые постановки. В Курске есть театральные инклюзивные студии, было бы здорово вместе с ними сделать постановку с детьми и для детей.
А у вас самой какие планы?
В ближайших планах повышение квалификации по спортивной работе с детьми, потом планирую поступление в магистратуру. Научную статью по поводу воздушной акробатики я уже написала, после завершения гранта планирую сделать исследование. Когда я была на форуме в Нижнем Новгороде, мне предложили там открыть такую студию, но я пока не хочу уходить в другие регионы. А если будет спрос на студии, то запускать их у нас. Но для этого, конечно, нужно перебраться ближе к центру города и найти помещение побольше. А то здесь у нас с разных сторон музыка, караоке — тут и взрослому тяжело в этом бедламе, поэтому стараюсь занятия ставить на утренние часы.
Дополнительно хочется организовывать в студии занятия с нейропсихологами, с психологом-дефектологом, открыть сенсорную комнату. Но очень сложно найти тренеров, многие боятся работать с такими детьми. Да, они необычные, но по сути любая работа с ребенком с ОВЗ такая же, как и с нормотипичным, только с большим вниманием. Нужно просто адаптироваться к тому, что такие дети по-другому воспринимают информацию: кто-то визуально, кто-то на слух, а кто-то вообще в танце.
Еще хочу объединить на занятиях детей с РАС и синдромом Дауна. Находила информацию про танцевальный коллектив на Кубани, в котором объединены именно такие дети, и они друг с другом очень хорошо ладят.
Как семья и друзья относятся к вашей работе?
Вообще я выходец из семьи педагогов. Родные говорят, я в деда пошла, такая же шальная. Он все свои молодые годы водил детей в походы: и простых детей, и детей из неблагополучных семей, возился с ними. Когда я начинала свой проект, многие говорили, что я дурочка, сумасшедшая, что у меня ничего не получится. Теперь, конечно, все наоборот — гордятся мной.
А если бы не воздушная гимнастика?
Тогда бы я занималась, скорее всего, арт-терапией. Творческий человек соединяет в себе много чего. А когда объединяется спорт, педагогика, искусство, мне кажется, эта комбинация поможет привнести что-то хорошее в этот мир.