Актуальный вопрос и текущее положение дел
Ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» обеспечивает широкий спектр услуг для людей с инвалидностью, в том числе сопровождает людей с тяжелыми нарушениями. Как отмечает Маргарита Урманчеева, президент ГАООРДИ, занятость людей с инвалидностью — один из наиболее актуальных вопросов.
«Важно, чтобы у людей было место, куда они могут прийти. Социальная занятость, дневное пребывание, труд — то, что выводит человека на новый уровень социализации», — отмечает Маргарита Урманчеева.
В 2023 году Минтруд утвердил порядок организации сопровождаемой трудовой деятельности людей с инвалидностью. Как отмечает эксперт, сейчас в Санкт-Петербурге работает несколько специальных мастерских, в которых заняты люди с инвалидностью.
Рабочие места в таких мастерских чаще всего создаются за счет городского бюджета. Пока, отмечает эксперт, социальная занятость — наиболее распространенный вид занятости для людей с ментальной инвалидностью в Санкт-Петербурге.
Социальная занятость vs сопровождаемая трудовая деятельность
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» (стратегический партнер проекта «Все получится!») уделяет особое внимание проблеме содействия трудоустройству молодых людей с инвалидностью и опытом сиротства, стремящихся обрести успешный опыт работы. Проект «Все получится!» подходит к решению этой проблемы комплексно, применяет средовой подход, отмечают в фонде.
В проекте определяют «два полюса» в сфере занятости своей целевой группы: социальная, защищенная занятость (простые виды деятельности, обеспечивающие развитие навыков и умений) и сопровождаемая трудовая деятельность (меры поддержки людей с инвалидностью, направленные на успешную адаптацию и закрепление на открытом рынке труда).
«Мы с коллегами определили для себя такое описание социальной занятости. Первое — занятость не приближена к открытому рынку труда. Второе — она подразумевает малую вариативность видов деятельности для благополучателей. И третье — это высокозатратная организация процессов», — говорит Инна Ширшова, руководитель программы «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Фото: Дима Жаров / АСИ
Сопровождаемая трудовая деятельность — это про занятость в условиях открытого рынка труда, широкий выбор вакансий и среднезатратную организацию процессов. Также для такой деятельности кандидаты должны быть лучше адаптированы для работы в разных условиях.
Стабильная работа на открытом рынке труда — это целевой ориентир, продолжают в фонде. Но для многих молодых людей огромный разрыв между этими «полюсами» зачастую просто непреодолим. Проект «Все получится!» видит решение этой проблемы в развитии транзитного трудоустройства.
«Чтобы люди могли перейти от одного полюса к другому, мы развиваем модель транзитного трудоустройства. Мы в безопасной среде стараемся опробовать такие методы, чтобы потом люди могли выйти на открытый рынок вакансий», — продолжает Ширшова.
В чем сложности?
«С 1 ноября 2023 года мы проводим мониторинг по социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности. Если для социальной занятости уже был большой задел (дневная занятость, трудотерапия, работа в мастерских), то с сопровождаемой трудовой деятельностью есть сложности», — рассказывает Елена Старобина, главный научный сотрудник отдела социальной и профессиональной реабилитации Института реабилитации и абилитации инвалидов ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России.
По ее словам, пока в регионах нет нормативной базы, а специалисты не всегда понимают, как все организовать корректно.
С одной стороны, сопровождаемая трудовая деятельность — ответственность службы занятости и работодателя. С другой стороны, неочевидно, почему руководитель должен вкладывать свои средства в организацию этого процесса.
«Должны быть определенные субсидии, которые нужно выделять на региональные программы. Сопровождение могут осуществлять как наставники от работодателя, так и специалисты общественных организаций. Но не везде есть СО НКО, которые могли бы этим заниматься», — говорит Елена Старобина.
Кроме того, очень мало людей с инвалидностью могут выйти на открытый рынок труда даже с качественной поддержкой: по разным оценкам, от 2 до 7%. Положительно в этом ключе как раз может сыграть транзитное трудоустройство.
Планы на будущее
Сейчас вопрос занятости людей с ментальными нарушениями — это межведомственный вопрос, говорит Михаил Кирсанов, директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
«Вопрос в том, так ли важно нам разделить эти формы занятости? Или важно, чтобы каждый человек с инвалидностью мог реализоваться? Сейчас уровень трудоустройства людей с инвалидностью трудоспособного возраста — 27%, по данным Социального фонда», — говорит Михаил Кирсанов.
Чтобы повысить этот процент, ведомства готовят специальную концепцию, посвященную занятости людей с инвалидностью.
Если говорить про открытый рынок трудоустройства, Михаил Кирсанов подчеркивает: у граждан с инвалидностью по трудовому кодексу прописаны особые потребности при трудоустройстве. Например, должен быть дольше отпуск и укороченное рабочее время.
Фото: Дима Жаров / АСИ
«Сейчас мы говорим о том, чтобы при приеме на работу инвалид I группы засчитывался за трех человек, инвалид II группы — за двух, а инвалид III группы — за одного. Это нужно, чтобы работодатель охотнее брал на работу людей с разными группами инвалидности. И это не единственные меры поддержки, над которыми мы работаем. Но это дорога, по которой все должны идти друг другу навстречу», — подчеркивает Кирсанов.
Материал подготовлен по итогам панельной дискуссии, посвященной сфере трудовой занятости людей с психическими нарушениями, которая прошла 21 марта на научно-практической конференции «Ценность каждого». Прочитать текст с открытия конференции можно по ссылке.