На все поля компоста не хватит
Растения забирают из почвы необходимые для роста вещества: азотсодержащие минералы, фосфор, калий, кальций — и тем самым истощают ее. Химические удобрения, используемые в сельском хозяйстве, помогают решить эту проблему, но в долгосрочной перспективе могут наносить вред окружающей среде и здоровью человека, так как включают в себя различные макро- и микроэлементы, в том числе и токсичные.
Например, фосфорсодержащие удобрения известны тем, что содержат в себе больше примесей тяжелых металлов, чем другие удобрения. Токсичные вещества способны накапливаться в почве, затем загрязнять подземные воды и попадать в сельскохозяйственную продукцию.
Концентрация токсичных элементов в органических удобрениях значительно ниже, но в России этот способ повышения плодородия почв труднодоступен. Так, если минеральных удобрений в 2023 году произвели в стране 26 млн тонн, то органических — лишь 1 млн тонн.
«Мы вынуждены вносить минеральные удобрения, а они убивают органику, гумус, бактерии, которые в этой среде не выживают. И делаем мы это ежегодно, иначе урожая не будет. Раньше в почве было 5% гумуса, сейчас уже около 3%, при потере еще 1% она станет непригодная, — рассуждает о проблеме агроном Джандиер Габараев. — Восполнять ее надо органическими удобрениями, но их не хватает. И альтернативы нет: торф не подходит, компост — хороший, но очень дорогой, да и мало его. Им не восполнишь даже поля Кубани, не говоря об угодьях всей России».
Небывалый урожай
С проблемой нехватки органических удобрений Джандиер Габараев столкнулся в 2013 году. Тогда он был агрономом на ферме — выращивал овощи. Коровяка и навоза в хозяйстве критично не хватало, и он обратился в Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ), где ему рассказали, что органические удобрения можно производить из разных видов отходов.
«Нам пришла идея смешать речные илы с органическими бытовыми отходами, которые образуются в городах и селах по многу тысяч тонн, и мы начали ее разрабатывать», — вспоминает агроном.
Несколько лет Джандиер Габараев собирал полученный после очистки одного из краснодарских водоемов ил, вывозил с полигона нужный мусор, перемешивал в разных пропорциях компоненты и секретный ингредиент и засыпал полученной смесью поля. Последние опыты ему пришлось проводить уже на полях университетского учебно-опытного хозяйства, так как своих участков не хватало. Однажды экспериментатор понял, что создал биоудобрение, хорошо повышающее плодородие почвы.
«Я вносил только биоудобрение из ила и получил на 20 центнеров кукурузы больше, чем на контрольном поле, удобренном минералами. Так же было и с кабачками — небывалый урожай, а главное, экологически чистый, — рассказывает ученый. — Экономическая эффективность удобрения зависит от выращиваемой культуры — минимально 30 тысяч рублей на гектар. Только представьте, какая экономия для фермеров с хозяйствами 100 га!»
Фото из личного архива Джандиера Габараева
Результаты оценили отраслевые эксперты: на защите диплома в КубГАУ, где Джандиер Габараев получал второе высшее образование, на стартап по производству удобрения дали грант в 1 млн рублей.
В помощь морям и рекам
Между тем улучшением плодородия почвы и повышением урожая экологически чистых продуктов бонусы производства нового удобрения не исчерпываются. Так, полномасштабный запуск этого проекта поможет решить проблему очищения прудов и рек от иловых отложений, а значит, будет способствовать улучшению всей водной экосистемы.
«Очистив реки и лиманы от иловых загрязнений, мы дадим возможность рыбам заходить на нерест, а значит, увеличим их численность. Позже это приведет к хорошим уловам, — объясняет Джандиер Габараев. — Хотим в первую очередь очистить лиманы Азовского моря. Это море теперь наше, внутреннее, работать с ним будет проще».
В планах ученого — очистка Краснодарского водохранилища и степных рек. Последние никто никогда не чистил, в них, по приблизительным оценкам предпринимателя, залежи ила до нескольких десятков кубометров.
«Раньше весь мусор, все накопления уходили с водой в море, но после дамбирования водоемов и прокладки дорог их проточность упала, мусор стал застаиваться. Поймите, реки для планеты — это вены, а мусор — холестериновые бляшки. Очистить реки очень важно, и мы можем это сделать. А потом за счет углубления дна снизится паводковая опасность», — говорит ученый.
Для удобрения, а не на свалку
Помимо очистки рек, в Краснодарском крае остро стоит проблема накопления органических отходов на мусорных полигонах. По данным Минэкономразвития, каждый год на свалки попадает 17 млн тонн еды по всей России. Они занимают пригородные территории, пищевые отходы разлагаются и выделяют загрязняющие атмосферу газы: сероводород, метан и углекислый газ. А еще эти газы неприятно пахнут, что мешает живущим недалеко от полигонов людям.
Фото: prostooleh / Freepik
Переработка отходов в востребованное биоудобрение может решить эту проблему. Однако для создания полного цикла производства требуется полигон, оборудование, которое будет добывать илы, транспорт для доставки бытовых органических отходов и готового продукта до заказчика.
«У многих ученых есть интересные разработки в области экологии, которые, к сожалению, так и остаются на уровне стартапов. Инвесторам интересны проекты с реальными доходами, а что касается вторичной переработки отходов, то это тема в России вообще экспериментальная, и пройдет еще не одно десятилетие, пока станет ясен ее вектор развития», — прокомментировала АСИ член Общественного совета министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, руководитель Краснодарской краевой экологической общественной организации «Экологическое содружество» Светлана Штерн.
Эксперт добавила, что Россия не может ориентироваться на европейский опыт из-за разных климатических и почвенных условий, а также из-за разницы в законодательстве и менталитете.
«Нам необходимо искать решения самим, и очень хорошо, что есть такие люди, которые исследуют проблему и стараются изменить ситуацию к лучшему», — заключает Светлана Штерн.