Новости
Новости
12.09.2024
11.09.2024
10.09.2024
18+
Статьи

Ограниченная тема? Как современное кино говорит о людях с особенностями

Фильмов о людях с особенностями и с их участием на экран выходит все больше. Больше возникает и вопросов: как говорить на эту тему и как увлечь массового зрителя?

Фото: frimufilms / freepik.com

Текст подготовлен по мотивам паблик-тока «Люди с особенностями на экране. Что нам показывают и что мы видим», прошедшего на VIII Всероссийском фестивале #Людикаклюди.

Как подступиться к теме?

Рассказывать о людях с инвалидностью можно по-разному. Особенность персонажа может быть тем, вокруг чего строится сюжет, а может быть просто характеристикой одного из героев. В работе над фильмом могут принимать участие артисты с особенностями, о которых идет речь, или их могут играть обычные актеры. Инициировать или активно подключаться к созданию фильма могут люди, которые сталкиваются с теми или иными проблемами и знают их изнутри, а может фильм говорить об особенностях и болезнях схематично и на языке метафор. И даже в самом попсовом кино могут обнаружиться возвышенные мотивы, считает киновед Егор Москвитин.

«Есть разные стадии, как нас учат сострадать другим. Кто-то готов видеть на экране людей с различными реальными особенностями, а кто-то боится, и ему лучше рассказывать об этом с помощью понятных образов. Жанровое кино — черные комедии или ужасы — тоже может включать механизм сострадания. Так история про вампиров может оказаться вовсе не про вампиров, а про то, как одни люди отгораживаются от других».

Чего бы не хотелось точно, отмечает Светлана Зейналова, телеведущая и мама дочери-подростка с аутизмом, это романтизации и идеализации: «На экране может создаваться столь прекрасный образ, что потом люди начинают говорить: ”Как вам повезло, у вас ребенок с аутизмом, наверное, талантливый, не такой, как все!”».

Если люди с инвалидностью должны быть равными участниками всех сфер общественной жизни, то и на экране им должны быть даны равные права и возможности.

«Сейчас в кино идет борьба за то, чтобы люди с теми или иными особенностями не обязательно были жертвами или святыми, — говорит Егор Москвитин, — чтобы они были персонажами, у которых есть недостатки, которым бывает тяжело и с которыми тоже бывает тяжело».

«Любой разговор лучше его отсутствия»

Осенью на экраны выйдет сериал «Она такая классная», один из главных героев которого — 18-летний молодой человек с расстройством аутистического спектра. Однажды он случайно увидел порноролик, влюбился в актрису и решил во что бы то ни стало найти ее. Для этого вместе с соседями по двору он отправляется из Екатеринбурга в Санкт-Петербург.

«История хулиганская, дерзкая, даже маргинальная местами, но внутри нее хотелось сохранить человечность, — говорит Кирилл Дышловой, сценарист фильма. — Больше всего мне не хотелось, чтоб это был такой замороженный герой-гений. Мне было важно, чтобы у него был характер как у остальных пацанов».

Затрагивая спорную тему, создатели фильма консультировались с директором краснодарского фонда «Открытая среда» Анной Маловой, которую сюжет не смутил — ей также показалось, что молодой человек с особенностями развития реально мог бы встретить такой контент и как-то по-своему на него отреагировать.

Авторы ориентировались в первую очередь на художественный замысел, а потом уже на социальное послание и просветительские задачи. Но сценарист признается:

«Я очень сильно переживал, как будет правильно, пока не пришел к такой освобождающей мысли, что никак не сделать правильно и просто нужно сделать. То есть любой разговор на эту тему лучше, чем его отсутствие. Но мы, конечно, старались, чтобы было достоверно, уважительно и корректно».

Готовясь к этой роли, актер Лев Зулькарнаев, как раз во время съемок ставший звездой благодаря фильму «Слово пацана», был волонтером в фонде «Антон тут рядом» и изучал тему.

Особые артисты на съемочной площадке

Главный герой российского сериала «Ничего особенного», снятого для Netflix, сам становится волонтером в творческой студии для людей с особенностями развития. Партнерами Юры Борисова на съемочной площадке стали действительно особые артисты. Опыт постановки спектаклей у них уже был, поэтому актеры с ментальными нарушениями работали практически наравне с профессионалами.

«С ними было очень хорошо работать, это крутые работяги. Поначалу персоналу было немного неловко, но были сопровождающие, которые объяснили, что надо общаться наравне, а потом все быстро нашли общий язык, — рассказывает Алексей Николаев, исполнительный продюсер сериала ”Ничего особенного”. – На площадке обычно суета, не хватает времени, стресс и иногда просто руки опускаются. Дубль не удался, дождь, снег пошел, генератор сломался и все остальное. А их суета вообще не волнует, и их спокойствие воодушевляет».

В инклюзивной съемочной группе есть особенности и сложности. Но Николаев уверен: если бы фильм дошел до зрителя (сериал не был выпущен из-за прекращения работы компании Netflix в России), то у продюсеров появилось бы большее желание использовать потенциал необычных артистов.

Медиапродукты с импакт-эффектом

У специалистов, занимающихся созданием доступной среды и развитием инклюзивного трудоустройства, возникает вопрос: когда людей с особенностями будут снимать просто встроенными в обычную жизнь и никого не будет удивлять их присутствие на экране?

Площадкой для обсуждения таких предложений Егор Москвитин называет Headliners Impact Media Club. Цель клуба — объединять усилия игроков медийного рынка и экспертов для создания и продвижения контента, влияющего на позитивные социальные изменения. То, о чем не задумываются авторы, могут подсказать специалисты из конкретной области, а осмыслить и доработать — медиаменджеры.  

«Авторы сериала ”Тетя Марта” не задумывались о том, как сделать, чтобы стали больше усыновлять, но благодаря тому, как на СТС проект упаковали, несколько десятков детей из детдома получили свою семью. А после сериала ”Чики” тысячи женщин позвонили на горячую линию по домашнему насилию», — приводит примеры кинокритик.

Процесс интеграции людей с особенностями в киноиндустрию не может быть стремительным. Нужно время, считает Валерия Тарасова, кинопродюсер, учредитель АНО «Колесо обозрения»: «Надо понемногу приоткрывать это окно и двигаться навстречу друг другу. Потому что если резко открыть, ничего, кроме сквозняка, не случится».

Незаметные перемены и реклама

Новый фильм режиссера «Ничего особенного» Ильи Маланина снова затрагивает тему людей с особенностями. Картина «Ненормальный» почти незаметно вышла в российский прокат в конце марта.

«Этот фильм показывает, как сильно изменился подход к теме за последние годы», — говорит Егор Москвитин. В 2017 году на «Кинотавре» показывали фильм о том, как отец мальчика с ДЦП насильственными методами заставляет его чувствовать себя нормальным («Временные трудности»). Сейчас на экране абсолютно зеркальная картина — отчим помогает ребенку с врожденным заболеванием развиваться в том, что у него получается.

«Это зрительское, доброе кино, в котором много нежности, любви и есть романтическая линия», — комментирует кинокритик.

«Проблема не в том, что люди боятся и не хотят смотреть об этом. Проблема в том, что люди чаще всего не знают, что такое кино есть».

Большое значение имеют дистрибуция и реклама. А еще — медийные персоны и их участие в проектах с социальной составляющей. В 2021 году вышла комедия «Нормальный только я», рассказывающая о выстраивании взаимоотношений в летнем лагере детей с особенностями и трудных подростков. Сборы были несоизмеримо меньше, чем у другой вышедшей тогда же комедийной ленты о лагере. Новый виток интереса к фильму с участием людей с ОВЗ неожиданно произошел совсем недавно — оказалось, что в нем свою первую крохотную роль сыграл известный теперь по сериалу «Слово пацана» Леон Кемстач.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике