Законопроект, разрешающий передавать в органы внутренних дел информацию о людях с нарушениями психики, у которых выявят «склонность к совершению общественно опасных действий», сейчас ждет утверждения президента.
После принятия законопроекта полицейские будут получать сведения о пациентах с психическими расстройствами, составляющие врачебную тайну, без их согласия. Среди прочего под законопроект попадают пациенты, которые проявляют признаки агрессии и состоят на активном диспансерном наблюдении.
«Как правило, это люди с достаточно серьезными заболеваниями, хроническими и затяжными расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Важно понимать, что это совсем небольшое количество случаев от общего числа людей с нарушениями психики», — говорит Артур Исаев, юрист АНО «Служба защиты прав».
Сейчас пациенты, уже совершавшие в острых состояниях правонарушения или находившиеся под следствием, а также проявляющие агрессию, стоят на активном диспансерном наблюдении. Они должны приходить в диспансер раз в месяц, чтобы врач мог следить за их состоянием.
Как писали «Ведомости», законопроект был разработан по просьбе МВД. Сейчас сотрудники полиции и так обязаны следить за людьми с психическими расстройствами и представляющими опасность для окружающих. При этом медицинские учреждения не имеют права передавать сведения о пациентах из-за врачебной тайны.
Новый проект внесет изменения в законы об охране здоровья, о психиатрической помощи и о полиции.
Плюсы или минусы?
Когда законопроект только анонсировали, его раскритиковали некоторые врачи и профильные эксперты. Например, Павел Кантор, юрист Центра лечебной педагогики, рассказал «Милосерию.ru», что существующих механизмов и полномочий вполне достаточно для решения всех возникающих проблем.
Такой же позиции придерживалась психиатр Елизавета Жесткова, которая дала комментарий «Ведомостям». В АНО «Служба защиты прав» с этой позицией не согласны.
«Когда за человеком присматривают несколько ведомств, в данном случае Минздрав и полиция, появляется больше шансов вовремя выявить, что у человека ухудшается состояние. Тем самым ему быстрее можно оказать необходимую психиатрическую помощь и предупредить совершение преступления», — говорит Артур Исаев.
Если сейчас сотрудники органов внутренних дел хотят получить какую-либо информацию о пациентах, они направляют запрос медицинской организации. Либо сведения предоставляют по решению суда. Но все это занимает время.
«То есть по факту обмен информацией и так есть, но он недостаточно урегулирован. Например, никакая из сторон сейчас не несет ответственности за переданные сведения. А с принятием законопроекта вводится ответственность за разглашение и распространение такой информации. Поэтому считаем, что новый порядок сможет законодательно упорядочить меры, которые уже применяются», — продолжает юрист.
Фото: Maksym Kaharlytskyi / Unsplash
При этом сейчас законопроект еще сырой, говорит эксперт. Нужны разъяснения и дополнения со стороны МВД, Минздрава. Кроме того, требуется создание нужных регламентов и порядков, которые будут регулировать процесс.
Остается неясным, какой конкретно информацией будут обмениваться ведомства, в каких именно случаях медики должны будут передавать информацию о людях с нарушениями психики, что будут делать полицейские, когда получат какие-либо сведения о пациентах, и как эти сведения будут хранить.
«Например, в пункте 2 статьи 1 сказано, что сотрудники органов внутренних дел будут наблюдать за людьми, которые состоят на диспансерном наблюдении в связи со склонностью совершения общественно опасных действий. Что входит в это наблюдение — пока непонятно», — отмечает Артур Исаев.
Есть ли риск, что люди откажутся от обращения к врачам?
Одна из причин, почему эксперты критиковали законопроект, — это риск того, что пациенты, подпадающие под законопроект, начнут отказываться от обращения в медицинские организации.
«Факт того, что у врачей появилось такое право, может напугать или смутить людей и побудить их не обращаться за психиатрической помощью вовсе. А уже отказ от психиатрической помощи может усугубить психическое состояние, что действительно может привести к тяжелым последствиям для самого гражданина и окружающих», — комментировал Павел Кантор.
Действительно, проблема стигматизации психологической и психиатрической помощи до сих пор есть в России, говорят в АНО «Служба защиты прав». Многие боятся людей с нарушениями психики и психиатров, потому что не знают об их жизни.
Риск того, что общество может смутить или напугать право врачей передавать информацию об их состоянии в органы внутренних дел, существует. Как следствие, некоторые действительно могут принять решение не обращаться за помощью к психиатру.
«Сведения будут передавать о лицах, находящихся на диспансерном наблюдении и проявляющих признаки агрессии. При этом от первого обращения до установления наблюдения могут пройти годы. При этом людям нужно понимать: чем дольше они откладывают поход к специалисту, тем выше вероятность ухудшения состояния», — отмечает Артур Исаев.
Еще один вопрос, который поднимали эксперты на этапе анонсирования законопроекта, — право на анонимность. Хотя в государственную больницу анонимно обратиться нельзя: нужно предъявить паспорт и полис ОМС.
«По сути, психиатр как в частной, так и в государственной клинике сам решает, опасен обратившийся или нет. Поэтому решение о передаче информации полиции и раскрытии врачебной тайны остается за врачом», — подчеркивает юрист.
АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» учреждена в 2021 году по инициативе губернатора Нижегородской области при участии проекта Народного фронта «Регион заботы». Нижегородская область — первый и единственный регион в Российской Федерации, где внедрена система защиты прав лиц с психическими расстройствами, в центре которой человек, его права, индивидуальные потребности, здоровье, безопасность и благополучие.