В ноябре 2023 года были приняты изменения в федеральный закон о благотворительной деятельности и добровольчестве. В нем закрепили новые меры поддержки, а также необходимость определить требования к деятельности волонтеров в медицинских и социальных учреждениях.
«Наша, как авторов, цель была снять всевозможные ограничения, предъявляемые сегодня к волонтерам: медицинские анализы, справки и прочее, и открыть доступ для помощи пациентам», — отмечает Артем Метелев, председатель Комитета Госдумы по молодежной политике, руководитель Добро.рф.
Весной 2024 года был представлен проект постановления правительства, вносящий изменения в порядок взаимодействия органов власти с волонтерскими организациями. «При согласовании постановления «что-то пошло не так» и вместо отсутствия требований их стало еще больше», — продолжает Метелев.
Проект вынесли на общественное обсуждение. В итоге многие его не поддержали.
«Долго изучали документ, готовили рекомендации. Мы хотели добиться того, чтобы волонтерство не заморозилось, чтобы появление новых волонтеров не остановилось, а наоборот — чтобы закон запретил избыточные невыполнимые требования и волонтеров бы стало больше. Требования опубликованного законопроекта привели бы к тому, что волонтерская деятельность перестала бы развиваться», – отмечает Нюта Федермессер, учредитель фонда «Вера».
Документ обсуждался в Госдуме с участием представителей Минздрава, Минтруда, руководителей социальных учреждений, сотрудников НКО и был обновлен.
Волонтерам в соцучреждениях, волонтерам, которые помогают ухаживать за пациентами в медорганизациях, а также волонтерам — участникам разовых мероприятий будут измерять температуру.
Фото: Дима Жаров / АСИ
К волонтерам вне социальных и медицинских учреждений дополнительных требований нет. Справка об отсутствии туберкулеза нужна будет в том случае, если волонтер участвует в медицинских вмешательствах. Справки об отсутствии ВИЧ, гепатитов B и C требовать у волонтеров не будут.
Почему это важно?
Запрос на помощь волонтеров в учреждениях — домах престарелых, ПНИ, детских домах, медицинских организациях — огромен, отмечает Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы».
«И везде находятся, проживают или лечатся люди, которым нужна волонтерская поддержка. Может быть не всем, но большинству. Если мы говорим про закрытые стационарные учреждения, то их жильцам просто необходимо иметь значимого человека», – объясняет Белановский.
Часто этим человеком становится именно волонтер: у персонала нет времени и сил, чтобы проводить время с каждым жильцом или пациентом лично. Добровольцы же проводят творческие встречи, приходят пообщаться, организуют небольшие прогулки.
При таком большом запросе есть сложность. Волонтеров, которые готовы помогать в закрытых учреждениях, мало. Это непростая тема, которая многих травмирует, а получить что-то «взамен» нереально.
«А если перед посещением учреждения нужно еще сходить в поликлинику, то человеку легче вообще не идти. Потому что нужно отпроситься с работы, взять отгул, потом прийти туда второй раз, третий. И для человека, который еще не был волонтером, не понял для себя ценность этого труда, нет причин этим заниматься», – говорит Юрий Белановский.
Дополнительные сложности возникли бы у волонтеров, которые помогают в учреждениях в небольших поселках и деревнях. Если поликлиника в ближайшем городе, волонтеру пришлось бы еще тратить время и деньги на дорогу, чтобы получить нужные справки.
Если бы требование предоставлять справки все же приняли, поток волонтеров в социальных учреждениях сильно бы снизился. Привлекать новичков стало бы еще тяжелее: в итоге дефицит помощи и поддержки только бы вырос.
Насколько уместны такие требования?
Как отмечает Юрий Белановский, разговор о требованиях к волонтерам в учреждениях длится не первый год.
«Это постоянный диалог в стиле “пинг-понг”. Общественники предлагают свои идеи, направляют их в министерства, а там вносят правки. И постоянно идет обсуждение. Поэтому, я думаю, неправильно говорить, что именно сейчас общественники поднялись, взяли вилы в руки и пошли решать вопросы. Большую работу проделывают и коллеги из Минэкономразвития: даже в этом случае они индивидуально связывались и уточняли, как обстоит дело», – отмечает Белановский.
Причин вводить строгие ограничения многие не видели, потому что почти в любое социальное или медицинское учреждение может прийти посетитель. И его допуск будет скорее связан с правовыми вопросами, чем с медицинскими.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Чтобы посетить родственника в больнице не нужно приносить справку об отсутствии туберкулеза. Не во всех учреждениях проверяют даже температуру на входе.
«В больницу может прийти родственник и день-два просидеть, если человеку нужна поддержка после операции. Почему родственнику в этом случае можно прийти без медицинских справок, а волонтеру – нельзя?» – говорит Юрий Белановский.
Ведомства удалось убедить, что единственное адекватное требование, — это термометрия на входе, а для тех, кто оказывает медицинскую помощь, нужно оставить проверку на туберкулез.
Что еще предстоит изменить?
Хотя с этой проблемой удалось разобраться, остаются ограничения, которые мешают волонтерам в медицинских и социальных учреждениях.
«Важно изменить отношение сотрудников учреждения. Сейчас не хватает какого-то содержательного документа. Потому что, по моей практике, когда предоставляешь руководителю учреждения понятный алгоритм взаимодействия, ему гораздо проще сотрудничать с волонтерами», – объясняет Юрий Белановский.
В таком документе нужно указать задачи и обязанности сторон, способ решения конфликтов и т.д. Тогда учреждения поймут, как распределяется ответственность между сторонами, а у волонтеров будет документ, на который они смогут опираться при ведении переговоров.
Юрий Белановский отмечает: скорее всего, этот регламент появится в обозримом будущем. Потому что еще в 2018 году вышло постановление, которое регулирует взаимодействие властей и добровольческих организаций и волонтеров.
«Ценность этого постановления в том, что оно говорит: соцучреждения теперь связываются с волонтерством, и они не могут жить в параллельных мирах. Но еще нужны уточнения, которые помогут руководству учреждений и волонтерских организаций выстраивать партнерства», – отмечает Белановский.