1 сентября 2024 года вступит в силу приказ Минтруда России от 03.04.2024 № 176 “Об утверждении Порядка и условий перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами». Для НКО это означает появление ясного порядка и условий временного или постоянного вывода их подопечных из ПНИ, а также возможность принимать участие в деятельности специальных комиссий и выступать в качестве принимающей стороны для людей из интерната.
Как приказ повлияет на работу некоммерческих организаций, рассказал АСИ юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор.
Порядок выхода из ПНИ
Первое, на что стоит обратить внимание при изучении приказа № 176н, — это основания для перевода, выписки и временного выбытия гражданина из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц с психическими расстройствами, то есть ПНИ. Их три, если человек способен проживать самостоятельно: заключение врачебной комиссии об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационаре, заявление самого человека или его представителя и рекомендации специальной комиссии. В ином случае также требуется заявление лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход за ним после его выписки.
«Приказ однозначно говорит, что недееспособный человек тоже может уезжать в гости к знакомым и друзьям, причем не обязательно к родственникам, может вообще выписаться из учреждения. Раньше этот вопрос каждый регион и каждое учреждение решали более-менее по своему усмотрению: кто-то выпускал многих, кто-то не отпускал вообще никого и никуда, кто-то ставил какие-то произвольные условия. Всё это очень затрудняло работу и вызывало споры и конфликты. Сейчас наконец-то должна появиться ясность по целому ряду вопросов», — считает Павел Кантор.
Теперь НКО могут официально заявлять о своей готовности предоставлять жилплощадь подопечному и осуществлять за ним необходимый уход, и это, вкупе с его желанием, будет являться достаточным основанием для того, чтобы разрешить ему покинуть интернат. Такие ситуации, когда человек выходил из ПНИ на поруки НКО, конечно, бывали и раньше, но они рассматривались на индивидуальном уровне и разрешались на уровне особых договоренностей. С сентября это должно стать повсеместной практикой.
«Думаю, что здесь большую роль сыграл период пандемии COVID-19, потому что тогда многие регионы, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург, разрешили забирать людей из интернатов, чтобы снизить для них риски заражения. Многие НКО забрали какое-то количество своих подопечных, причем, даже без законодательного регулирования, просто на свой страх и риск. Люди вышли из ПНИ, и ничего страшного не случилось, наоборот, хорошо отразилось и на самих людях, и на интернатах в целом. Видимо, после этого и решили, что если организация берет на себя обязательство осуществлять уход, то почему бы и нет. А теперь это уже закрепилось в законодательстве и, надеюсь, будет широко применяться по всей России», — говорит эксперт.
Участие НКО в комиссиях
С 1 сентября в каждом регионе РФ должны быть созданы комиссии, которые будут оценивать степень нуждаемости человека в сопровождаемом проживании на основе оценки нарушений его автономии. В их состав будут входить представители органов опеки и попечительства, социального обслуживания и охраны здоровья, члены общественных объединений, НКО и государственного юридического бюро при его наличии, а также врачи-психиатры.
Предполагается, что НКО войдут в их состав и будут разбирать дела не только своих подопечных, а вообще любые дела людей, которые хотят временно или насовсем покинуть интернат. Кроме того, сотрудники некоммерческих организаций смогут выступать в качестве сопровождающих лиц для этих людей и защищать их интересы. В таком случае, по мнению эксперта, в последующих положениях будет разумно предусмотреть возможный конфликт интересов. Например, оговорить, что лицо, которое обязуется обеспечить уход или жилье выбывающему гражданину и одновременно является членом комиссии, не может иметь право решающего голоса.
Участие некоммерческих организаций в деятельности комиссий добровольное, но предполагается, что они будут активно включаться в их деятельность и разработку положений об их устройстве и работе. Уже сейчас руководители некоторых региональных органов власти озабочены тем, как будет организован этот процесс, но гораздо больше тех, кто пока не торопится и ждет разъясняющих писем от Минтруда и профильных организаций. В связи с этим есть опасения, что нововведения будут реализовываться на практике слишком медленно: комиссии появятся только к весне, будут собираться раз в год и разбирать по одному делу в полгода.
«Здесь стоит отметить, что излишняя спешка тоже не нужна. Будет очень обидно, если торопливость приведет к тому, что начнутся какие-нибудь инциденты, и наши оппоненты сразу же скажут: “НКО хотели, чтобы этих людей выпускали из интернатов, и вот поглядите, что вышло”.
Такого бы точно не хотелось, хотя мы должны понимать, что хоть часто люди в ПНИ и кажутся какими-то одинаковыми, это не так на самом деле. Там они все ходят в одинаковой одежде по одинаковым коридорам и занимаются одинаковыми вещами, но когда выходят оттуда, быстро оказывается, что они все очень разные. Кто-то быстро включается в какую-то созидательную деятельность, кто-то погружается в бурную личную жизнь, а кто-то влезает в авантюры, — говорит Павел Кантор. — Нас ждут новые вызовы, с которыми придется справляться и разбираться. И поэтому я, конечно, хотел бы, чтобы более свободный порядок выхода из интернатов начал действовать постепенно. Так у нас была бы возможность увидеть как положительные примеры, так и случаи, над которыми еще стоит поработать».
Особенности передачи документов
Отдельное внимание некоммерческим организациям стоит обратить на документы, которые им должны передавать из домов-интернатов при направлении людей на сопровождаемое проживание. Павел Кантор советует ознакомиться с методическими рекомендациями, разработанными Комиссией по защите прав проживающих в интернатах при Департаменте соцзащиты Москвы во взаимодействии с НКО.
«Был случай, когда человек вышел из ПНИ, имея серьезные заболевания сердца и почек, о которых в некоммерческой организации просто не знали. Коллеги из НКО были не в курсе, что ему необходимы регулярные медицинские процедуры, диета и терапия. Имея такой опыт, в Москве заранее сделали список, чтобы ПНИ и принимающие НКО могли просто пройтись по нему и быть готовыми к разным ситуациям. Приказом № 176н этот вопрос не урегулирован, но он точно возникнет, поэтому лучше ориентироваться сразу хотя бы на эти рекомендации», — говорит эксперт.
Еще один пункт, на который НКО предстоит обратить особое внимание, — взаимодействие с военкоматами. Все люди, находящиеся в ПНИ, не годны для службы в армии, однако им тоже необходим военный билет или иной документ для трудоустройства и в целом для жизни вне интерната.
«Нельзя исключать, что у человека могут проверить эти документы просто на улице. Или, например, человек, выйдя из интерната, увидит на улице плакат, где написано: “Записывайтесь на мужскую работу, получите миллион и разные льготы”. Такие баннеры рассчитаны на людей со здоровой психикой, которые хорошо понимают всю ответственность и последствия этого шага. А в случае с нашими подопечными НКО должны быть готовы к урегулированию подобных ситуаций”, — дополняет юрист.
Как НКО подготовиться к нововведениям
Разработчики приказа и организации, которых он касается, находятся в равной ситуации: из-за отсутствия практики никто не может с точностью предугадать, как в реальности все будет работать. Но несмотря на это, эксперт рекомендует НКО уже сейчас начать детально изучать документацию и активно вступать в диалог с местными органами соцзащиты.
«Во многих регионах есть организации, имеющие опыт вывода людей из интернатов. Проконсультируйтесь с ними и узнайте заранее, какие могут возникнуть трудности. Проявите разумную предусмотрительность: постарайтесь заранее просчитать, скольким людям в ПНИ вы могли бы помочь, и подумать, куда можно их поселить и какие ресурсы для этого потребуются. Не спешите, тщательно изучайте вопрос и прислушивайтесь к более опытным коллегам», — советует Кантор.
Также некоммерческие организации должны быть готовы к предстоящей масштабной разъяснительной работе.
«В обществе все еще есть настороженность по отношению к людям с психическими расстройствами, а сейчас многие из них выйдут из ПНИ и будут чаще встречаться на улицах городов обычным жителям. К сожалению, мы не застрахованы от того, что это может вызвать усиление негативного отношения к таким людям. И задача НКО — объяснить, что они такие же люди, которые имеют такие же права, как и все остальные. Нужно развивать, поддерживать и укреплять доверительные отношения с обществом и уже сейчас готовить какие-то информационные кампании», — считает Кантор.
При этом, вероятно, бумажной, бюрократической работы у НКО станет даже меньше, поскольку появится четкий регламент и будут разработаны типовые письма, запросы и ответы. Но если некоммерческие организации хотят всерьез включаться в работу по помощи людям в интернатах, то от них потребуются значительные ресурсы на участие в деятельности комиссий, поиск новых сотрудников и волонтеров для организации проживания людей и ухода за ними.
«Теперь, я надеюсь, можно будет вывести из интернатов намного больше людей, но вместе с большими надеждами нам нужны и большие ресурсы и силы», — заключает эксперт.
Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.