Ключи от 220-метрового помещения, выделенного городом, Юлия Володина, руководитель АНО «Школа профессий», основательница кафе «Разные зерна» и инициатор создания площадки «Открытая кухня», получила в начале сентября. Три недели сотрудники и волонтеры убирались после ремонта, избавлялись от ненужного и приобретали необходимое, прикидывали и планировали, в каком зале и какие будут проходить практические занятия, где будет класс для теории, а где можно будет попить чаю и кофе.
И хоть пространство еще не до конца готово, не все оборудование закуплено и расписание только составляется, «Открытая кухня» официально заработала. «Надо же с чего-то начинать», — говорит Юлия Володина. И начать решили с праздника.
Будущие посетители знакомились с новым пространством, дружественные инклюзивные проекты представляли свои товары на ярмарке, а те, кто будут проводить здесь занятия как на регулярной основе, так и время от времени, показывали свое мастерство.
Художник Алексей Иорш уже несколько лет при «Школе профессий» учит нейроотличных подростков рисовать комиксы, а заодно — строить коммуникацию. Работами его учеников украшены стены нового инклюзивного пространства, в котором теперь он будет преподавать. Баннер, который украсил вход «Открытой кухни», он сделал вместе с гостями праздника.
Валентин Новиков, шеф-повар кафе «Разные зерна», предложил гостям сделать мини-торт «Муравейник». Планируется, что в новом пространстве будут занятия инклюзивной кулинарной группы, на которых можно будет не только приготовить и попробовать самому завтрак, обед и ужин, но и угостить ими других посетителей.
Валерий Воздвиженский и Соня Дич из инклюзивной мастерской «Коряги» будут вести в новом пространстве занятия по мультипликации, а пока участники их мастер-класса по анимации сделали 30-секундный ролик о том, как прошел первый день в «Открытой кухне».
Чингиз Гараев, актер, волонтер Театра простодушных и бариста, угощал всех кофе. Он будет помогать осваивать профессию специалиста по приготовлению кофе молодым людям с ментальными особенностями. Что нейроотличия никак не мешают стать отличными бариста, доказано опытным путем. Инклюзивное кафе «Разные зерна», которое почти два года успешно работает в Москве и в котором половина сотрудников — люди с ментальными особенностями, уже получило профессиональную премию кофейной индустрии.
Одно небольшое кафе — это всего 12–14 рабочих мест для особых поваров, бариста и официантов на весь город. И в него постоянно звонят, пишут, приходят с одним и тем же запросом — тоже взять на работу.
Именно для того, чтобы особые сотрудники могли трудоустраиваться в разные места, и запущена «Открытая кухня».
«Готовность у компаний брать сотрудников с ментальными особенностями есть, более того, в этом для них есть свои плюсы, — говорит Юлия Володина. — Так, например, в общепите большая текучка, а нашим сотрудникам важно постоянство, им тяжело что-то менять, поэтому они устраиваются на работу надолго и могут стать теплыми и классными коллегами в небольших коллективах, например, на внутренней кухне предприятия».
Юлия Володина. Фото: Дима Жаров / АСИ
Трудоустройство особого сотрудника — это индивидуальный маршрут. Надо сначала понять возможности кандидата, найти подходящие запросы на рынке труда, обучить, подобрать место, помочь работодателю создать условия с учетом особенностей работника и дать инструкцию, как выходить из внештатных ситуаций. При этом особенности могут стать ключевым фактором при выборе вида деятельности: кто-то очень хорошо следует правилам и технологическим картам, кто-то любит монотонную работу, от которой быстро сбегают нейротипичные соискатели. «Открытая кухня» сможет готовить не только к работе в общепите, но и обучать профессиям маляра, флориста, упаковщика и многим другим занятиям, которые будут востребованы.
«По моим смелым подсчетам, за год удастся трудоустроить 25 человек, а если обстоятельства сложатся не так удачно, как хотелось бы, — то 10», — говорит Юлия Володина.
Чтобы оказывать такие услуги соискателям, «Школа профессий» собирала средства на платформе Planeta, подает заявку на грант и планирует использовать часть средств от небольшого производства по расфасовке травяных чаев, которое будет организовано в «Открытой кухне», и от платных образовательных и развлекательных мероприятий. «В любом случае нужно оплачивать работу преподавателей, коммуналку, покупать расходные материалы», — говорит Юлия Володина.
Но часть мероприятий будут проводить волонтеры. Это позволит большему количеству посетителей с нейроотличиями открыть для себя что-то новое — хобби, собственные способности, путь в профессию и просто даже понимание своих желаний.
«Каждую неделю я общаюсь с соискателями с ментальными особенностями, — рассказывает Анна Слепенцева, куратор по сопровождаемому трудоустройству кафе ”Разные зерна” и пространства ”Открытая кухня”. — Бывают очень замотивированные кандидаты. Но на днях мама привела молодого человека 28 лет, который никогда не учился и не работал. ‘“Хорошо, — говорю я ему, — это ваш опыт. А чем наполнен ваш день?” — “Играю в приставку и гуляю”. — “А какие-то обязанности у вас есть? Вот комната — кто ее убирает?” Он задумался и отвечает: “Точно не знаю, но думаю, что мама”. И я понимаю, что он пока не готов к работе, это инициатива мамы, а у него мотивации нет».
Анна Слепенцева. Фото: Дима Жаров / АСИ
Такие площадки, как «Открытая кухня», необходимы, чтобы у самих молодых людей с ментальной инвалидностью появлялись интересы и желание быть социально активными, а у их мам возможность отпустить ситуацию и посвятить время себе. Помимо занятий для людей с нейроотличиями, здесь также смогут проходить группы для их родителей.
«А еще можно открыть подростковый клуб для самых обычных подростков из ближайших домов, — рассуждает Юлия Володина. — Мы хотим, чтобы сюда могли приходить совершенно разные люди и здесь была действительно инклюзивная среда, открытая для всех».
Узнавать новости проекта, а также предложить сотрудничество или волонтерское участие можно в телеграм-канале «Открытой кухни».