История оренбургского проекта в сфере инклюзивной мультипликации началась в 2012 году. Тогда местный коммерческий фотограф Виктор Осин решил в свободное время преподавать фотографию. Перепробовав разные форматы и аудитории, он понял, что главное в таких занятиях для него самого — созидательная отдача, а самая благодарная аудитория — дети. В итоге Виктор основал фотоклуб в оренбургском интернате для неслышащих детей.
«Свои первые занятия с неслышащими ребятами я сейчас вспоминаю с улыбкой, — рассказывает Виктор. — Я приходил, много вещал про фотографию. Но еще не понимал, что некоторые ребята много теории осваивать не могут, так как у них небольшой словарный запас».
Наладить взаимопонимание с новой аудиторией Осину удалось, когда начались практические занятия. Фотоклуб благополучно просуществовал несколько лет, а в 2015 году его основателю позвонили из соцзащиты Северного округа Оренбурга и предложили поучаствовать в гранте, направленном на проекты с участием неслышащих.
Чем необычны глухие фотографы
Поначалу цель занятий была простой — научить школьников с нарушением слуха основам фотографии и по ходу занятий их социализировать. Но потом Виктор стал замечать: его ученики видят мир иначе, чем он. Отсутствие слуха компенсируется другими способностями.
«У тех, кто хуже слышит, более детализированное визуальное восприятие мира, — рассказывает фотограф. — Например, слышащим с раннего детства, говорят: “Это стул”. И для него любой стул — это стул, детали не важны. Предмет обобщается, детали теряются. Для неслышащих каждый стул — деревянный или пластиковый, со спинкой или с колесиками — это отдельное явление».
Со временем Виктор стал обращать все больше внимания на то, чем его ученики отличаются от него. Вот Стёпа, он постоянно «ругался» на Виктора: мальчик всегда замечал, если завален горизонт, даже когда это были еле заметные один-два градуса.
Кроме того, для неслышащих, особенно для неслышащих тотально, очень важна работа в группе. В долгосрочных проектах это означает, что ребята образуют слаженный костяк инклюзивной группы. То есть руководителю не надо работать на поддержание командного духа и прочее, а можно сконцентрироваться на выполнении задачи.
Сейчас, кроме Виктора, в проекте работают и другие преподаватели. А главная задача проекта — создать инклюзию, чтобы участники с нарушением слуха и их слышащие сверстники работали и развивались вместе. Путь к этой цели оказался не без проблем. Виктор замечает, что в российской действительности в инклюзии преобладает иждивенческое взаимодействие. Детям с нарушением слуха бывает трудно донести, что помощи ждать не обязательно: они сами способны замечательно сделать свой отрезок работы и получить за это благодарность. Слышащим участникам, в свою очередь, важно увидеть точки взаимовыгодного сотворчества и меньше «включать спасателя».
Решили эту задачу так: собрали группу проверенных участников фотоклуба и объединили их в новый проект — студию кукольной мультипликации «МультДобра». Теперь эти дети сами объясняют другим, что разное видение мира — это здорово, именно из него и создается уникальный творческий продукт.
Фото предоставлено «Творческой группой Вик энд Ко»
Сложности в общении хорошо развивают коммуникативные навыки. Глядя на инклюзивную команду, их сверстники вдохновляются и вливаются в проект быстрее.
Новый формат взаимодействия быстро принес плоды. Несмотря на то что студия появилась всего три года назад, ее молодые участники не только снимают мультфильмы, но и проводят семейные мастер-классы по мультипликации. Три года подряд премьеры новых работ ребят в Оренбурге проходят на экране кинотеатра федеральной сети «Синема 5», а мультфильм «Музей не Пушкина» показывали в Москве, в парково-музейном комплексе ВДНХ.
Мультфильмы студии заняли призовые места на XI Открытом кинофестивале детской мультипликации «Чудеса кино» и получили диплом в рамках XVII Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард».
Почему мультипликация
«Во-первых, мультфильм — это сложно, — говорит Виктор. — Мы не были уверены, что получится, но решили попробовать. По сути, техника stop motion, в которой мы работаем, — это та же фотосъемка, мультряд из множества сложенных фотографий. Но, помимо самой съемки, для мультфильма необходимо создать сценарий, сделать раскадровку, персонажей и декорации, смонтировать.
Особо хочется рассказать о процессе генерации идей. В начале производства мультфильма каждый из ребят приносит свой рисунок на заданную тему. Причем по условиям там обязательно должно быть что-то новое, свежепридуманное. На занятии все вместе пытаемся, как актеры театра, но без слов сыграть нарисованный сюжет. В итоге создается несколько сюжетных линий для будущего сценария».
Выяснилось, что с мультфильмами удобнее, чем с фото, обеспечивать интеграцию. Мультфильм нужно не только отснять, но написать сценарий и озвучить. В итоге вместе с основной инклюзивной группой в производстве мультфильмов оказываются задействованы творческие партнеры — другие коллективы города, а также взрослые наставки — режиссеры, сценаристы, дикторы.
Сначала мультипликация была второстепенным направлением работы Оренбургской областной общественной организации «Центр социально-культурного развития человека “Творческая группа Vik&Ko”», которой руководит Виктор Осин. Сейчас она постепенно становится основным.
Стратегические задачи студии инклюзивной мультипликации
Работа в студии «МультДобра» делится на мультсезоны, как учебный год. На каждый мультсезон творческое объединение ставит себе новую стратегическую задачу. Например, в этом году двое старших воспитанников мультстудии, студенты Стёпа и Маша, взяли на себя обязанности руководителей студии.
У Маши нормальный слух. Стёпа — слабослышащий, слуховым аппаратом и речью пользоваться не особо любит, но очень грамотно составляет тексты — это и есть его главный инструмент коммуникации. Разумеется, работу новых руководителей внимательно курируют старшие наставники, но последнее слово за командой.
В прошлом сезоне студия отрабатывала другую задачу — проверяла гипотезу об устойчивости проекта. Руководство намеренно не искало на деятельность мультстудии грантового финансирования, но в итоге удалось организовать несколько платных мастер-классов. Кроме того, нашли возможность поработать с заказчиком: сняли мультфильм «Мама — сердце планеты» про сибирский поселок для АНО «Счастливая семья».
«Когда мы обращаемся к бизнесу с предложением сделать нам целевое пожертвование, то открыто говорим: “Если вами движет жалость — лучше не надо”, — уточняет Виктор Осин. — Молодая инклюзивная команда вполне можем стать полноправным партнером, предложить полезный для вас продукт».
В смету на изготовление мультфильма заложили расходы на призы для мультипликаторов. Призы резиденты студии могли обменять на внутреннюю валюту (виккойны), которую дети получают за работу на занятиях. Так, Рома, накопивший за время работы 8500 виккойнов, смог подарить своей маме новенький смартфон.
О творческих планах
На сегодняшний день студия инклюзивной мультипликации сняла уже более восьми мультфильмов. Среди них есть начатая серия о достопримечательностях Оренбурга, которую «МультДобра» обязательно продолжит.
Как поделились в студии, стоп-кадры из этой серии, «Мульти Оренбуржье», отпечатанные на открытках, довольно популярны у приезжающих в город туристов.
Фото предоставлено «Творческой группой Вик энд Ко»
В этом сезоне в плане студии — снять мультфильмы про семейные традиции оренбургских казаков. Кроме того, Виктор Осин надеется открыть в Оренбурге мульткафе. Студия очень нуждается в собственном творческом пространстве, через которое могла бы общаться с аудиторией и реализовывать больше полезных активностей. В кафе обязательно хотят поместить стенд про творчество родившегося в Оренбурге мультипликатора Гарри Бардина.
«Долгосрочная цель проекта — чтобы инклюзивная группа мультипликаторов могла работать в рамках профессиональной студии, которая, помимо производства качественных мультфильмов, созидательно влияла бы на местное сообщество и популяризировала бы Оренбуржье за пределами региона», — заключает Виктор Осин.