Объединенная металлургическая компания развивает социальное предпринимательство в регионах своего присутствия с 2016 года. Компания не только оказывает финансовую поддержку на реализацию идей, но и популяризирует лучшие российские практики в сфере социального предпринимательства. Федеральный тренер по социальному предпринимательству и опытный соцпредприниматель дали несколько советов для начинающих соцпредпринимателей — тех, кто только встает на этот путь.
Каким бывает социальный бизнес?
Социальное предпринимательство — особая форма бизнеса, которую законодательно утвердили в 2019 году. По закону социальное предпринимательство направлено не только на получение выгоды, но и на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем.
Например, социальный бизнес повышает уровень занятости среди людей с инвалидностью, бывших заключенных, пенсионеров и других социально незащищенных групп, помогает им реализовывать собственные изделия и услуги или сам делает продукт для них.
«Социальным бизнес считают, если он вовлекает в экономическую и социальную жизнь уязвимые категории населения. А еще в России к социальному бизнесу относятся предприятия, которые работают с общественно полезными целями: развивают культуру, искусство, спорт, образование», — рассказывает Наталья Марченкова, бизнес-тренер и наставник.
Социальными могут быть технологические компании, которые производят инновационные разработки: от высокотехнологичных протезов до программных продуктов.
«Социальный бизнес — это про изменение к лучшему не только жизней людей, территорий, общества в целом. Например, мы сокращаем количество отходов, которое попадает на полигоны, рассказывая про сортировку и оценивая эффект от нашей работы», — приводит пример из опыта Яна Трудкова, один из создателей «Немузея мусора» в Екатеринбурге и Челябинске.
Выделяют четыре категории социальных предприятий:
- компания решает какую-либо социальную проблему;
- на предприятии работают социально уязвимые категории населения;
- бизнес продает товары и предлагает услуги, которые производят социально незащищенные группы;
- предприятие производит товары и услуги для социально незащищенных групп.
Какие документы и законы нужно изучить будущему социальному предпринимателю?
Основной документ, на который нужно ориентироваться будущему социальному предпринимателю, — Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Работу социальных предприятий регламентирует статья 24.1 этого закона.
В статье упоминается порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием, существующие меры поддержки и другие важные правила.
Также начинающим соцпредпринимателям может быть полезно изучить указ о национальных целях развития России. Именно там прописано то, к чему стремится страна, — а значит, на основе этой информации можно выбрать наиболее актуальное направление деятельности.
После этого стоит изучить стратегию развития конкретного города. Там можно увидеть показатели, к которым стремятся на местах.
«И уже с этим стоит соотносить свою идею. Если ты хочешь быть полезен территории и людям, то в этих документах получится найти ответы на многие вопросы», — говорит Яна Трудкова.
В феврале 2025 года вступит в силу Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Этот документ также будет полезен социальным предпринимателям, поскольку коснется тех, кто создает, продвигает и реализует креативные продукты.
В остальном список документов, необходимых для изучения, всегда индивидуален.
Например, социальным предпринимателям, реализующим экологические проекты, будет полезно изучить Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Там прописано лицензирование деятельности и требования по сбору отходов, а также другие важные аспекты.
Фото: Sehajpal Singh / Unsplash
«Я бы советовала изучать нормативную базу территории, где ты находишься. Большинство законов регионально относятся к различным министерствам, поэтому единого алгоритма для всех нет», — отмечает сооснователь «Немузея мусора».
Как вступить в реестр социальных предпринимателей и нужно ли это?
Реестр социальных предпринимателей — часть реестра малого и среднего предпринимательства, который позволяет социальному бизнесу получать государственную и негосударственную поддержку. Реестр ведет Федеральная налоговая служба: на момент публикации материала в России зарегистрировано более 11 тысяч таких субъектов.
Как отмечает федеральный тренер по социальному предпринимательству, вопрос, стоит ли вступать в реестр, популярен не только у новичков, но и у опытных социальных предпринимателей. Ответ на это однозначный — стоит.
«Реестр был создан, чтобы социальные предприниматели стали видимы для государства и могли получать поддержку. Но сейчас мы говорим о реестре шире — как о знаке качества. Например, с 2025 года во всех регионах будет реализовываться механизм государственного соцзаказа (189-ФЗ). Участие в реестре СП может показать органам власти, что этот предприниматель надежный и ему можно доверять», — объясняет Наталья Марченкова.
Социальные предприниматели могут получать финансовую поддержку в разных форматах: гранты, субсидии, льготы. А в некоторых регионах для предприятий социальной направленности установлены пониженные налоговые ставки (например, такой закон принят в Тамбовской области).
Механизм включения в реестр социальных предпринимателей прописан в специальном приказе Минэкономразвития России. Но можно выделить несколько основных шагов:
- определить, к какой категории социального предпринимательства относится бизнес;
- собрать необходимые документы (посмотреть рекомендации можно на сайте центра «Мой бизнес»);
- подать заявку с документами в уполномоченный орган региональной власти;
- дождаться решения комиссии.
Статус социального предпринимателя нужно подтверждать каждый год. Процедура не отличается от самого вступления в реестр. За консультацией по включению в реестр социальных предприятий также можно обратиться в региональный центр «Мой бизнес».
Какие вызовы стоят перед социальными предпринимателями?
АСИ попросило назвать сложности, с которыми чаще всего сталкиваются в своей работе социальные предприниматели. Эксперты выделили несколько вызовов.
Стигматизация. Любой социальный предприниматель решает общественные проблемы. Он может трудоустраивать бывших заключенных, продавать товары, сделанные пожилыми, или разрабатывать инновационные продукты для людей с инвалидностью.
«Отношение к благополучателям бизнеса может быть разным. И перед социальным предпринимателем стоит задача по формированию ценности, культуры и толерантности в обществе», — говорит тренер по социальному предпринимательству.
Низкая осведомленность. Пока что не все понимают, что такое социальное предпринимательство и как оно работает. У некоторых оно ассоциируется с чем-то дешевым или вовсе бесплатным. Это в корне неверно.
«При этом многие считают, что социальные предприниматели оказывают те же услуги, которые должно оказывать государство. И должны поэтому предлагать их бесплатно», — говорит Яна Трудкова.
Выстраивание отношений с другими секторами. Не только социальные предприниматели решают проблемы в обществе. Социально незащищенным группам помогают НКО и государство. Чтобы оказываемая помощь была максимально комплексной и актуальной, секторы должны научиться сотрудничать друг с другом.
«Например, благотворительная организация помогает онкобольным детям и их семьям. И есть социальный предприниматель, который работает с той же целевой аудиторией. Чтобы работать комплексно, нужно взаимодействовать. И вот тут возникают сложности, потому что у бизнеса часто нет понимания, как работает некоммерческий сектор. Юридические моменты, сложные организационные вопросы, выстраивание партнерств — все это пока дается сложно», — объясняет Наталья Марченкова.
Большие траты. Социальный предприниматель — такой же бизнесмен, как и его коллеги из коммерческого сектора. Они точно так же получают выгоду и реинвестируют ее в решение социальных проблем. На практике, отмечает сооснователь «Немузея мусора», на это уходит порядка 80% прибыли.
«Из этого вытекает другая сложность. Услуги или товары социального предпринимателя должны быть доступны для многих. А значит, мы говорим о не самой высокой маржинальности», — рассказывает эксперт.
Кроме этого, средства уходят на работу с комьюнити. Работа в социальных сетях, налаживание внешних коммуникаций, популяризация бренда — это важная и регулярная работа, на которую нужны ресурсы.
Как быть
Понимая эти сложности, государство и экспертные организации готовы предоставлять финансовую поддержку социальным предпринимателям. Например, с 2021 года проводится грантовый конкурс, утвержденный Минэкономразвития. Участвуя в конкурсе, социальный предприниматель может получить от 100 до 500 тысяч рублей из средств регионального бюджета.
ОМК поддерживает социальных предпринимателей в регионах своего присутствия. Программа «Начни свое дело» реализуется в Чусовом (Пермский край), Благовещенске (Республика Башкортостан), Выксе и Кулебаках (Нижегородская область), Челябинске, с этого года и в Альметьевске (Республика Татарстан). За все время реализации программы на поддержку социальных предпринимателей было выделено более 70 млн рублей.
А еще прямо сейчас открыт прием заявок на конкурс «Вектор добра» для социальных предпринимателей, который проводит фонд «Наше будущее»: победители смогут получить до полумиллиона рублей на свои проекты.
Почему люди выбирают эту сферу?
Несмотря на все сложности, с каждым годом социальных предпринимателей становится все больше. Причин у этого несколько.
Часто к социальному предпринимательству приходят люди, у которых есть внутренняя мотивация. Например, ранее АСИ рассказывало историю трех социальных предпринимателей, которые получили поддержку по программе ОМК «Начни свое дело». Одна из героинь, Ольга Бобовская, основала проект «Чусипуси|Честный мерч Чусового», потому что хотела выговориться и рассказать о наболевших темах.
Другая причина — желание видеть изменения. Как в жизни людей, так и в родном городе или регионе. А еще социальное предпринимательство позволяет сформировать комьюнити неравнодушных людей.
«Например, у ”Немузея мусора” тысячи сторонников. И если вдруг что-то случается в ”Немузее” или в городе, то это сообщество поднимается и поддерживает друг друга. По сути, любой социальный предприниматель своими руками творит историю территории, на которой он присутствует. Это может быть город, а иногда и один двор», — делится Яна Трудкова.
А еще социальное предпринимательство позволяет привлекать ресурсы, благодаря которым проще добиться изменений. Это может быть как господдержка, так и партнерства с крупным бизнесом.
«Думаю, социальные предприниматели — часть большой истории, винтик развития страны. Может, не всегда с точки зрения валовой прибыли или формирования экономического фундамента страны, но всегда с позиции формирования социального капитала», — заключает Яна Трудкова.