Выбор слова года — это возможность через призму лексики посмотреть на происходящее в мире. С каждым годом все больше организаций, изданий и культурных учреждений выбирают свое слово года.
Родоначальник акции по выбору слова года — Общество немецкого языка. Именно оно в 1971 году признало прилагательное «непокорный» главным словом года. Идея понравилась многим, и уже с 1977 года акция начала проходить ежегодно.
В 1980-х идею подхватили в Японии, а в 1990-х сформировалась англоязычная акция Word of the year, которую подхватили многие издательства и исследователи.
«Например, американское диалектическое общество выбирает не только слово года. Они ввели дополнительные номинации: “Самое полезное слово года”, “Самое ненужное слово года”, “Самое оригинальное слово года”», — рассказывает Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера» и ведущая медиаклуба.
А лингвистический портал The Global Language Monitor выбирает не только слова, но и фразы, имена и названия.
Так, по версии Оксфордского словаря, словом 2024 года стало выражение brain rot («гниение мозга» в переводе на русский). Его часто употребляли в англоязычных странах, чтобы описать ситуацию, когда у человека ухудшается психологическое состояние из-за чрезмерного чтения новостей и потребления другого контента в интернете.
В России словами года стали «Пушкин» (по версии Института Пушкина), «вайб» (по версии портала «Грамота») и «мир» (по версии проекта «Скворцовские чтения»).
А что еще было в тренде в 2024 году
Одно из российских агентств, анализирующих контент в сети, составило свой топ-лист слов, описывающих 2024 год:
- искусственный интеллект;
- эффективный контент;
- бережные коммуникации;
- инфлюенсеры;
- интегрированные коммуникации;
- персонализация.
Многое из этого совпадает с трендами в некоммерческом секторе. Например, за последний год не раз обсуждали этичность использования искусственного интеллекта в работе НКО, в частности — в написании грантовых заявок.
«Наша редакция тоже выбрала несколько слов, которые описывают 2024 год в некоммерческом секторе. Это слова “цифровизация”, “партнерство”, “искусственный интеллект”. Еще называли слова “вызов”, “огосударствление” и фразу “искусство маленьких шагов”», — рассказывает Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации и соведущая медиаклуба.
А что думают сами сотрудники НКО
Ведущие медиаклуба предложили участникам решить, какое же слово года лучше всего описывает ситуацию в некоммерческом секторе в 2024 году.
«Мне кажется, что слово года — ”инклюзия”. Это слово в публичном пространстве звучало очень часто от разных игроков. Причем в первую очередь это стало звучать вне сектора — от бизнеса и государства. Хотя там много искажений и разного понимания. Слова вроде одни и те же, но употребляем мы их в разных значениях», — говорит Инга Моисеева, гендиректор Центра развития и поддержки НКО D-Group.Social.
Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям Фонда целевого капитала «Истоки», согласен с версией Оксфордского словаря. Только для сотрудников НКО ее можно адаптировать как «цифровое отравление»: поток информации постоянно увеличивается, а сектору необходимо бороться за внимание аудитории в этом информационном профиците.
Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash
В этом ключе появляется и другое актуальное выражение — «информационные пузыри». Из-за огромного количества информации многие ограждают себя.
«Я бы сказала слово “устойчивость” — мы часто об этом говорили в 2024 году. А из менее позитивного — слова “цензура” и “самоцензура”. Это то, с чем мы сталкивались в 2024 году, работая с темой гендерного насилия. В Год семьи работать в этом направлении было очень сложно», — делится Софья Русова, специалист по связям с общественностью и СМИ Консорциума женских НПО.
Мария Мокина, заместитель исполнительного директора Форума Доноров, составила свой список слов года. В него вошли «инклюзия», «технологии», «маркировка», «территории», «устойчивое развитие», «нефинансовая отчетность» и многие другие. А также — слово «исследования».
«Исследования обсуждают, это востребовано, о них пишут. И это, с одной стороны, говорит о возросшем внимании к сектору, а с другой — показывает, что все, что мы делали, не прошло просто так, культура благотворительности развивается. Люди стали вкладывать в исследования деньги, а значит, востребованность точно есть», — говорит Мария Мокина.
Тренд к открытости или закрытости?
Елена Мещерякова, основатель и директор фонда «Хрупкие люди», составила свой список главных слов уходящего года. Их можно разделить на две группы — по первым буквам:
- сознательность, самосохранение, солидарность;
- уязвимость, успех, уникальный опыт.
«Сегодня наш сектор проявляет чудеса антихрупкости. Мы все подвержены огромному количеству информации и не можем ее игнорировать. И это вновь про устойчивость сектора — сейчас это особенно важно и возможно благодаря нашей адаптивности», – говорит эксперт.
С одной стороны, устойчивости можно добиться благодаря открытости НКО. Организации публикуют отчеты, готовы к партнерствам, рассказывают о себе. Но в то же время сектор становится более закрытым: учредителей все чаще скрывают, открыто говорить о сложностях готовы единицы, многие забросили сайты.
Фото: Cody Fitzgerald / Unsplash
«Если сравнивать открытость 2024-го и 2021 года — это две разные вещи. Сейчас идет тренд на закрытость. Слово “открытость” используется и правда часто, но если посмотреть на практике — ее стало меньше. Но говорим мы про нее больше и увереннее», — отмечает Инга Моисеева.
Шорт-лист
Всего за время обсуждения участники назвали больше 60 слов. От самых привычных («адекватность», «польза» и так далее) до довольно неожиданных («импактвошинг», «андеграунд» и другие). В общий список попал даже «искусственный интеллект».
После этого каждый мог проголосовать. Больше всего голосов набрало слово «смысл» — его и признали словом года. Удалось также составить шорт-лист из других вариантов, за которые проголосовали больше всего:
- самоцензура;
- сообщество;
- уязвимость;
- бережные коммуникации;
- ИИ;
- огосударствление;
- устойчивость.
«Вообще, выбор слова года — новый формат для ”Благосферы”. Мы надеемся, что он станет традицией. Кроме профессионально важного обсуждения трендов, поиск слова года стал отдушиной для всех нас», — заключает команда «Благосферы».
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.