Новости
Новости
14.01.2025
13.01.2025
10.01.2025
18+
Статьи

Как бездомному человеку изменить свою жизнь: история жительницы Ревды

Женщина рассказала АСИ о том, как семь лет прожила на улице и смогла вернуться к нормальной жизни.

Бездомных людей кормят горячими обедами в Ревде. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

У Натальи светлые волосы и большие зеленые глаза, мягкий голос и добрый взгляд. Она ловко перекладывает лекарства из одной коробки в другую, затем начинает разливать по пластиковым тарелкам горячий, дымящийся суп. Дел много, и все надо успеть, пока у входа в ревдинскую организацию «Дорога к жизни» не собрались ее подопечные. Здесь помогают бездомным людям, людям с зависимостями и всем, кто оказался в непростой жизненной ситуации.

Когда-то среди подопечных «Дороги к жизни» была и сама Наталья. Теперь она — помощник руководителя одного из проектов организации, работает на этой должности уже пять лет. О том, как Наталья прошла этот путь, — в материале АСИ.

Жизнь на улице

«Я родилась в Ревде, в семье, которая по общим меркам считалась неблагополучной. Папа выпивал…» — так начинает свою историю Наталья.

Ее отец мечтал о сыне, а в семье одна за другой родились три девочки. Мужчина, служивший в воздушно-десантных войсках, дочерей воспитывал жестко: заставлял отжиматься, если что-то не нравилось — мог и избить. «Растил пацанок», — констатирует Наталья. Она, несмотря ни на что, всегда считала себя именно папиной дочкой.

Помощник руководителя проекта «Помогая одному, спасаешь весь мир» Наталья. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

Со временем отец ушел из семьи и съехался с другой женщиной. А позже к ним перебралась и повзрослевшая Наталья, сильно разругавшаяся с родными. Втроем они «какое-то время жили нормально, дружно выпивали», пока сожительница Наташиного отца не выгнала его из дома. Дочь ушла вслед за ним. Так в 22 года женщина оказалась на улице.

К родственникам вернуться нельзя было из-за старой ссоры. С годами взаимные обиды становились только сильнее, и домой Наталью не пускали. Грозились вызвать милицию, если она не уйдет.

«На милицию я, конечно, лишний раз не хотела нарываться — на улице они и так меня принимали нередко. Увозили обычно в место напротив дежурной части, мы его называли “стаканом”. Такая клетка, где ты целые сутки сидишь в одиночестве. Там не кормили, но давали воды и водили в туалет, если попросишь», — делится женщина.

Днем Наталья с отцом обычно бродили по городу: искали железо, алюминий, собирали банки. Все это можно было сдать и выручить немного денег. Порой мужчине удавалось договориться со своими приятелями, чтобы те на короткое время пустили их с дочерью к себе. В остальное время прибежищами становились подвалы, подъезды, лесные поляны. «На улице живешь по определенным правилам. Если не ты — то тебя. Свой угол всегда приходилось отстаивать до последнего», — говорит Наталья.

«Иногда на мне просто ни одного живого места не было. В компаниях разных могли и вилки втыкать… Уже позже я начала все это вспоминать, анализировать и удивилась — ведь на мне нет ни одной болячки, ко мне ни одна зараза не прилипла. Наверное, все благодаря молитвам бабушки», — вспоминает она.

Как-то раз Наталья встретила на улице знакомого. Разговорились, и тот рассказал, что в Ревде есть «место, где кормят». Это оказалась организация «Дорога к жизни».

«Помогая одному, спасаешь весь мир»

Автономная некоммерческая организация «Дорога к жизни» помогает людям больше 25 лет. Сейчас работа ведется в четырех направлениях:

  • профилактика, тестирование и консультирование при ВИЧ и гепатите С;
  • профилактика в школах и техникумах, которая включает в себя занятия и разговоры с молодыми ревдинцами о здоровье и безопасности;
  • социальная реабилитация людей с алкогольной или химической зависимостью;
  • помощь людям в трудной жизненной ситуации — в том числе оставшимся без дома.

«Все направления связаны. Порой человек приходит к нам с каким-то одним запросом, а получает намного больше, чем ожидал. Мы можем провести экспресс-тестирование на ВИЧ, покормить, предложить одежду, помочь с восстановлением документов или направить на реабилитацию, — перечисляет услуги заместитель директора организации Александр Храмцов. — Стараемся подходить к работе комплексно, закрывать основные потребности человека, чтобы он чувствовал себя в безопасности».

Александр Храмцов. Чтобы помогать другим и поддерживать «Дорогу к жизни», он переехал в Ревду из Екатеринбурга. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

Проект «Накорми голодного», о котором узнала Наталья, появился в 2012 году. Но работа с бездомными началась на несколько лет раньше: сотрудники организации выходили на улицы, убеждали людей, что из любой ситуации есть выход. Как только появилась возможность, начали раз в неделю раздавать бесплатные горячие обеды. С тех пор волонтеры раздали порядка 30 тысяч порций.

В организации убеждены: в такой деятельности особенно важны регулярность и стабильность. Это дает бездомному человеку уверенность, что здесь он сможет получить помощь, поесть, согреться, отдохнуть. Поэтому в акции ни разу не было перерывов, напротив — с каждым годом ее масштабы только расширялись. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов появились секонд-хенд с бесплатной одеждой и обувью, прачечная и душ. Стала доступна первая медицинская помощь. Расширенный проект получил и новое название: «Помогая одному, спасаешь весь мир».

Переломный момент

Руководитель проекта и психолог «Дороги к жизни» Андрей Хроминков приводит один из стереотипов о помощи бездомному человеку: «Как мы это представляем? В первую дверь заходит бездомный, его кормят, моют, стригут, переодевают. И из второй двери выходит уже другой человек — уверенный в себе, готовый к новой жизни. К сожалению, прямо так не бывает. Это долгий, непростой процесс. Но мы делаем все, чтобы достигнуть человеческой души».

Руководитель проекта «Помогая одному, спасаешь весь мир» и психолог «Дороги к жизни» Андрей Хроминков. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

По словам психолога, главное, чтобы сам человек захотел изменить свою жизнь. Но далеко не все оказываются к этому готовы. Кто-то может в ответ на добро и отзывчивость оскорблять, кто-то просто не верит в свои силы. Кому-то — как Наталье — мешает гордость: «Я не могла признать свое бессилие, попросить о помощи. Пыталась справиться сама».

Пять лет по средам Наталья приходила к волонтерам — за горячими обедами и поддержкой. «Дорога к жизни» согревала ее не только физически, но и душевно: по словам женщины, такого тепла она не получала даже в семье.

«Одна из сотрудниц, Лена, часто повторяла, что я очень красивая. А я ей не верила, думала, что она говорит какую-то ерунду. Как я могу быть красивой? Лицо все время избито, в синяках. А еще от тебя пахнет… Я следила за собой как могла: зимой мылась в подвалах, летом — в речке. Но запах алкоголя никуда не девался», — делится Наталья.

Наталья. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

На фоне алкогольной зависимости у нее начались приступы эпилепсии. Из-за них же не получалось решить проблемы с зависимостью и бездомностью самостоятельно.

Однажды Наташу с отцом приютили знакомые. Но в благодарность за крышу над головой они потребовали выпивку. Тот зимний день Наталья помнит очень ярко: с самого утра чувствовала, что что-то случится.

«Они ушли вместе в девять утра. Мне папа велел оставаться в тепле. Но время идет к полуночи, никто не возвращается… — Наташа рассказывает медленно, с длинными паузами. — Я все-таки пошла их искать. Пришла, а папа на лавочке лежит. Футболка разорвана… Я не сдержалась, заревела. Даже заорала. Скорая пыталась меня в чувство привести…»

Позже ей объяснили: не выдержал сердечный клапан. Но это было позже. А тогда Наталью сильно избили. Из больницы ее выписали ровно на 40-й день после смерти отца. Несколько месяцев она оставалась одна: продолжала собирать банки, искала возможности где-то подзаработать, приходила за горячими обедами. При этом ее не оставляло ощущение, что это «предел жизни, дальше может быть только смерть». Во время очередного приступа эпилепсии она поняла, что теперь готова обратиться за помощью.

23 мая 2018 года Наталья поехала на восстановление. С того дня у нее не было ни одного приступа.

Восстановление

Реабилитационный центр «Дороги к жизни» расположился на окраине города. В окружении высоких сосен стоит двухэтажный дом. Там одновременно могут жить до 25 человек, которые обратились за помощью. Сейчас здесь есть участники из Новороссийска, Сочи, Челябинска, Екатеринбурга, Ревды.

«Мы не сторонники “большой” реабилитации: считаем, что с каждым человеком нужно работать индивидуально, выстраивать личностный подход. Для этого нужны определенные условия, которые сложно создать, когда людей очень много, — рассуждает Александр Храмцов. — То же самое касается и формирования доверительной, домашней атмосферы. Благодаря ей человек чувствует себя спокойнее и увереннее».

К новому участнику реабилитационной программы обязательно прикрепляется наставник — человек, который уже начал ее проходить и может поделиться своим опытом, разделить эмоции и впечатления. А еще — подсказать, если что-то непонятно или трудно, разъяснить правила пребывания на программе.

«Мы стараемся постепенно приучать человека к ответственности: сначала поручаем ему какие-то маленькие дела, например ухаживать за собакой. Затем задачи становятся больше. Так, шаг за шагом, человек приучается к труду и понимает, что он может быть полезен другим, получать благодарность и признательность», — рассказывает Александр Храмцов.

Бывает, что спустя несколько дней или недель человек понимает: ему сложно, он пока не готов пройти программу до конца. Покинуть центр можно в любой момент — только сотрудники организации просят очень хорошо обдумать это решение. Чтобы попасть обратно, нужно будет снова пройти несколько этапов отбора, включая собеседование.

Мысли о том, чтобы бросить программу, были и у Натальи. Но она их поборола — сдержала данное самой себе слово.

«Я никогда в жизни ничего не делала до конца. Например, если находила на улице газовую плитку, то снимала с нее все самое ценное, а остальное просто припрятывала, — вспоминает Наталья. — Когда поехала на восстановление, то пообещала, что уж этот путь я пройду полностью, как бы трудно ни было».

Наталья. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

В среднем программа реабилитации длится около года. За это время человеку помогают изменить внутренние установки, учат поддерживать состояние трезвости и радоваться без алкоголя. Кроме того, каждый подопечный «Дороги к жизни» получает в центре определенные инструменты и методики, которые позволяют ему в дальнейшем жить самостоятельно, наладить отношения с близкими.

«Сотрудники о многом с нами разговаривали, многое пытались объяснить, и я начинала другими глазами смотреть на то, что со мной происходит, — признается Наталья. — В этом окружении я могла быть такой, какая я есть на самом деле. Мне больше не нужно было становиться “уличной” Наташей. Изменилось все — мысли, взгляды, ощущения».

В конце программы женщине предложили присоединиться к команде «Дороги к жизни». По словам Андрея Хроминкова, с такой инициативой обращаются ко всем выпускникам — так люди могут закрепить полученные в центре навыки и попробовать жить в соответствии с новыми ценностями. Для многих из них волонтерство становится важной частью жизни. Так случилось и у Натальи. Последние пять лет она помощник руководителя проекта «Помогая одному, спасаешь весь мир».

Другая жизнь

Горячие обеды начинают раздавать в 14 часов, но люди стягиваются пораньше. В ожидании о чем-то переговариваются, смеются. Некоторые окликают волонтеров — мол, не нужна ли помощь? Те, улыбаясь, отмахиваются.

Наталья в фирменном красном жилете, кажется, находится одновременно везде: разливает по тарелкам горячий суп и раскладывает по пакетам печенье, открывает прачечную и готовит место для «парикмахерской». Кто-то из мужчин сразу же занимает очередь на стрижку, напоминает: свою голову доверяю только Наташе!

«Первое время мне было сложно работать, потому что сюда приходили те, кто меня знал раньше. Люди, с которыми я употребляла, говорили: это ты мне будешь говорить, что выход есть? Я не понимала, как реагировать: разворачивалась и плакала. Мне было больно от того, что они не хотят ничего слышать, — признается Наталья. — Некоторые моменты болезненны до сих пор, но я всегда говорю: ваше будущее зависит только от вашего решения. Мы помогаем чем можем, но принять это решение, сделать первый шаг за вас я не могу».

По наблюдениям Александра Храмцова, около 30% тех, кто приходит на горячие обеды, за другой помощью не обратятся — это «профессиональные бездомные», которые ничего менять в своей жизни не намерены. Но в организации одинаково внимательно относятся ко всем, вне зависимости от их готовности или неготовности идти дальше. А взамен просят соблюдать несложные правила: не приходить на обеды пьяными, не ругаться и не толкаться, пропускать вперед женщин.

«Это нужно, чтобы их жизнь потихонечку все-таки менялась, чтобы эти процессы шли», — объясняет Храмцов.

Со временем на первое место для людей выходит не еда, а возможность пообщаться с другими, услышать слова поддержки. «Вы все здесь мне как родные!» — восклицает невысокий мужчина в черной шапке. Свою порцию горячего супа он давно съел, но уходить не спешит — то потреплет за ушами любопытного пса, то начнет делиться с окружающими своими мыслями.

Фото: Татьяна Доукша / АСИ

Чтобы бездомные люди могли чаще проводить время в такой дружеской обстановке, «Дорога к жизни» начала проводить чаепития по пятницам — встречи, где можно обсуждать самые разные вопросы, смотреть фильмы. Для перехода на следующий этап сотрудники разработали грантовый проект под названием «Не хлебом единым». Он будет направлен на духовное развитие человека и включать в себя индивидуальные консультации психологов, групповые занятия и арт-терапию.

«Все эти инструменты помогут тем, кто этого хочет, начать трезвую, здоровую, счастливую жизнь», — подчеркивает Андрей Хроминков.

Пока же приходится справляться своими силами. Сам Андрей недавно защитил магистерскую работу в области психологии и социальной деятельности. Остальные сотрудники стараются поддерживать в организации атмосферу принятия и доброты. А еще — никогда не проходят мимо тех, кто оказался в трудной ситуации.

Каждому бездомному человеку Наталья обязательно рассказывает об организации, объясняет, чем там могут помочь. Начинает разговор всегда с собственной истории: показывает фотографии «уличного» периода, старается на своем примере убедить, что жизнь может быть другой. Реакции бывают разные: одни собеседники обвиняют ее во лжи, кричат, что на фото грим. Другие могут заплакать. «Это раненые люди», — вздыхает Наталья.

Такой — раненой — когда-то была и она. Но это осталось в прошлом. Сейчас Наталья работает, снимает жилье и совсем не пьет — говорит, об алкоголе не бывает даже мыслей. Женщина помирилась с родными, услышала от них слова, которые ждала так долго: «Ты дома». И мечтает о собственной семье — ведь любимый папа когда-то предсказал, что у нее будет двое сынишек.

Наталья. Фото: Татьяна Доукша / АСИ

«Я не могла представить, что у меня будет такая жизнь, как сейчас. Просто не видела ничего впереди. Думала, так и буду ходить по улице, пока однажды меня не обнаружат у какого-нибудь забора… Я очень благодарна людям, которые помогли мне восстановиться. И благодарна Богу, который меня помиловал и дал мне эту новую жизнь. Я нашла свою дорогу и теперь хочу помочь с этим нашим подопечным, — признается Наталья. — Правда, я их чаще называю друзьями».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике